Логопедическая работа с детьми в условиях социально - реабилитационного центра.
Логопедическая работа с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья осуществляется с целью развития речевого общения, улучшения разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребёнку наибольшее понимание его речи окружающими.
Логопедическая работа направлена на коррекцию нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех её сторон (лексики, грамматики, фонетики), сенсорных и психических функций, коррекцию дисграфии и дислексии.
Познавательная активность, стремление к умственному труду формируются сначала на легком, доступном ребенку и в то же время интересном материале.
Заинтересованность и успех не только пробуждают в ребёнке веру в свои силы, снимают напряжённость, но и способствуют поддержанию активного, комфортного состояния.
Логопедическая работа проводится в форме индивидуальных занятий.
В связи с тем, что уровень речевого развития не зависит от возраста детей, имеющих сложную структуру дефекта, коррекционная логопедическая работа соответствует уровню речевого развития ребёнка, а не его биологическому возрасту.
Частью комплексной системы реабилитации детей и подростков, страдающими нарушениями речи , является логопедический массаж. Логопедический массаж проводится, в основном, в области мышц головы, шеи и плечевого пояса.
Особое внимание уделяется мышцам периферического речевого аппарата, в том числе мышцам языка, губ, щек, мягкого нёба.
Логопед Боровикова Н.А.
Готовим руку к письму.
Письмо – это сложный навык, включающий в себя выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы кисти рук и всей руки, хорошего зрительного восприятия, произвольного внимания. Неподготовленность к письму может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния в школе. Поэтому уже в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления двигательного и практического опыта, развития ручной умелости. Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение.
Начиная работу по подготовке детей к письму, мы учим ребенка, в первую очередь, правильно удерживать ручку и ориентироваться в пространстве (на листе бумаги). Основное внимание мы обращаем и на формирование правильной позы при письме: детей учим сидеть, держать ручку, располагать необходимые предметы на столе, самостоятельно работать.
Упражнения, способствующие подготовке руки к письму.
- Рисование. Раскрашивание.
Обводка плоских фигур; рисование по опорным точкам; дорисовывание второй половины рисунка.
- Лепка.
- Пальчиковая гимнастика.
Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
Пальчиковые игры очень эмоциональны и увлекательны. Они вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
- Работа с ножницами.
- Складывание бумаги. Оригами.
Правила посадки при письме.
1. Сидеть прямо, на всей плоскости стула.
2. Опираться спиной о спинку стула.
3. Ноги должны стоять на полу.
4. Голова слегка наклонена влево.
5. Руки лежат на столе, локти слегка выступают за край стола.
Логопед Кашевская О.Н.
Ребенок читает медленнее всех. Как ему помочь?
Если у ребенка встречаются хотя бы несколько симптомов, указанных ниже, то возможно у него могут быть или уже имеются трудности в чтении.
1.Не любит играть со звуками и рифмовками.
2.Неправильно произносит или путает звуки в произношении.
3.Пропускает части слов при чтении, пытается угадать окончание слов, может пропускать целые слова.
4.Не любит читать вслух.
5. При чтении трет глаза или закрывает один глаз, поворачивает голову , блокируя тем самым работу одного глаза.
6.Пишет буквы и слова задом наперед.
7.Не испытывает интереса, когда ему читают взрослые.
8. Плохо пишет и обладает плохим почерком.
9. Постоянно жалуется, что трудно читать и испытывает головную боль.
10. Быстро устает, делает домашнюю работу гораздо дольше других детей.
Также снижать скорость чтения могут и нарушения в строении артикуляционного аппарата, нарушения зрительного и пространственного восприятия, нарушения зрения, узкое поле зрения, регрессии (возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного, низкий словарный запас, незрелость нервной системы, повышенная утомляемость, несформированность внимания.
Так как же помочь ребенку? Человек запоминает не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает. Для освоения каких-то умений, более эффективны будут не длительные упражнения, а короткие. И чем чаще они будут проводиться, тем лучше. Чтение нужно контролировать и слушать, чтобы исправлять ошибки. Развитие чтения тормозится из-за слабой оперативной памяти. Прочитав три-четыре слова , ребенок забывает первое и не может понять смысла предложения. Не избегайте заданий на зрительную концентрацию, внимание и память (упр. «Найди отличие», «Чего не стало», «Что изменилось»).
Используйте прием параллельного чтения. Читайте то медленно, то быстро. Ребенок, читая вслед за вами, будет наращивать скорость чтения.
Хвалите ребенка за каждый успех, он должен чувствовать, что у него получается!
Логопед Кашевская О.Н.
Родителям о развитии речи ребенка
К шести годам необходимо обратить особое внимание на
состояние звукопроизношения. Ребенок в норме уже должен выговаривать все звуки,
определять первый и последний звук в слове, уметь составлять слово, считать
количество слогов, употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами,
произносить слова сложной слоговой структуры, иметь достаточный словарный
запас в виде глаголов, существительных,
прилагательных, наречий, активно использовать антонимы, синонимы.
Связная речь должна быть достаточно сформирована: будущий школьник должен уметь
отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок.
На что еще следует обратить внимание:
- на развитие мелкой моторики;
- на состояние пространственных функций (умение
различать «право»- «лево», определять положение тела);
- на умение слушать, запоминать, выполнять
инструкции;
-на умение играть самостоятельно, в группах;
- на умение правильно объединять предметы в группы по общим признакам, выделять лишнее
с объяснением;
- на состояние зрительной и слуховой памяти; на
чувство ритма.
Советы логопеда
1.Не старайтесь
ускорить ход естественного речевого развития речи.
2.При общении с ребенком говорите не торопясь, произнося звуки и слова четко и
ясно.
3.Не подделывайтесь под детскую речь – все это
тормозит речевое развитие.
4. Устраняйте недостаток речи ребенка тактично, не
смеясь над малышом.
5. Старайтесь не оставлять без ответа вопросы
ребенка и проверять, понятен ли ему ваш ответ.
И еще:
Испытывайте уважение к ребенку как к личности.
Сохраняйте добрую атмосферу в семье.
Развивайте и поддерживайте интерес ребенка к
обучению.
Поощряйте успехи.
Строго придерживайтесь режима дня.
Почаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним. Ваш
доброжелательный настрой – залог успеха.
Логопед Матькунова О.Н.
Нарушения темпа речи
К
нарушениям темпа речи относятся тахилалия
и брадилалия. Исследования показывают,
что тахилалия и брадилалия могут быть
лишь внешним проявлением изменения
мозговых процессов. Поэтому для их
преодоления необходимы неврологическое
обследование и комплексное воздействие:
медикаментозное, психотерапевтическое,
логопедическое.
Тахилалия–
патологический ускоренный темп речи
(при этом вместо 10-12 звуков в секунду
произносится 20-30), не сопровождающийся
резкими искажениями звукопроизношения.
Речь отличается неудержимой
стремительностью. При торопливости
могут появляться расстройства речевого
внимания, запинки, повторения,
проглатывания, перестановки слогов,
неясность произношения фраз и др. Однако
при привлечении внимания к речи запинки
исчезают.
Тахилалия
часто сопровождается нарушениями общей
моторики, вегетативной нервной системы,
психических процессов, эмоционально-волевой
сферы. Поэтому преодоление тахилалии
следует начинать с нормализации общих
движений:
-замедления
их темпа;
-тренировки
координации;
-формирования
ритмичности, плавности.
Полезны
спортивные нагрузки, физиотерапия,
закаливание в сочетании с медикаментозными
средствами, консультации психотерапевта,
соблюдение режима дня и спокойного сна.
Речевая
работа по преодолению тахилалии
предполагает формирование медленного
ритмичного дыхания, ритмического чтения
в небыстром темпе, плавного,
«чистого»письма,спокойной речи с
правильным интонированием, паузами,
установкой логических ударений, внимания
к речи, преодоления трудностей в выборе
слов и выражении своих мыслей.
Брадилалия–
неестественно замедленный темп речи,
чтения и письма, монотонность голоса,
длительные паузы между словами, растянутое
произношение звуков речи.
Как
и при тахилалии рекомендуется медицинская,
психологическая помощь, занятия спортом,
выполнение упражнений на координацию,
точность, смену скорости и ритма движений,
активизацию мыслительной деятельности,
внимания, памяти, восприятия, переключения.
Примеры
упражнений для усвоения медленного
темпа речи:
-
В медленном темпе посчитайте до 30, до
50; то же проделайте в обратном порядке.
Перечислите дни недели, месяцы года.
-В
медленном темпе назовите как можно
больше женских имен, мужских. Перечислите
названия деревьев, животных, птиц,
одежду, части тела, обувь, игрушки и т.д.
-
Прослушайте записанный на диктофоне
речевой материал и воспроизведите его
в медленном темпе после паузы.
Примеры
упражнений для выработки более быстрой
речи:
-Четко
произнесите слоги: тра-дра, пра-бра,
кра-гра, фра-вра, тру-дру, пру-бру, кру-гру,
фру-вру, тро-дро, про-бро, кро-гро, фро-вро,
тры-дры, пры-бры, кры-гры, фры-вры.
-
Быстро изменить одну букву в слове так,
чтобы получить новое слово: мак (рак,
бак).
Логопед Матькунова О.Н.
Речевое дыхание. Игры для его развития
Дыхание
– это энергетическая основа звучащей
речи. От развития речевого дыхания во
многом зависит то, как будет говорить
ребенок: правильность его звукопроизношения,
способность поддерживать плавность,
нормальную громкость и интонационную
выразительность речи.
Упражнения,
направленные на развитие речевого
дыхания, присутствуют практически на
всех логопедических занятиях. Объясняется
это тем, что умение контролировать
процесс вдоха и выдоха во время
проговаривания слов является очень
важным навыком. Звуки – это не что иное,
как результат движения струи воздуха,
которую выдыхают наши легкие. И от того,
насколько правильно производится вдох
и выдох, зависит качество нашей речи.
Уделяя
должное внимание постановке правильного
речевого дыхания в дошкольный период,
можно избежатьмногих речевых нарушений.
Если этого не делать, то это может
привести к отсутствию плавности речи,
неправильному произнесению фраз. Если
ребенок делает паузы во время высказывания,
у него нечеткая речь, то это является
ярким признаком неразвитости дыхательной
системы, которую можно скорректировать
комплексом игр и упражнений по ее
развитию.
Игры и упражнения по формированию речевого дыхания.
«Хомячок»
- пошмыгать носом, рот закрыт.
«Собачке
жарко»
- дышать ртом с высунутым языком.
При
этих упражнениях нужно чувствовать
движения стенки живота.
С
помощью следующих упражнений развивается
длительный выдох.
«Согреть
руки»
- выдох со звуком х-х-хо.
«Остудить
воду»
- выдох со звуком ф-ф-ф.
«Подводная
лодка»
- пускать через соломинку воздух в
стакане воды.
Для
формирования направленной воздушной
струи и укрепления язычных мышц будут
полезны данные упражнения.
«Фокус»
- язык «чашечкой», сдувать ватку с носа.
«Забей
гол»
- плавный выдох, губы трубочкой ; плавный
выдох, губы в улыбке.
Далее
можно приступать к более сложному
упражнению. Представим, что живот –
воздушный шарик, заполняем его воздухом
через нос, выпускаем воздух медленно и
долго через нос, живот втягиваем. Левая
рука на животе, правая на груди, при
вдохе живот надувается, грудная клеткаи
плечи не поднимаются. Это так называемое
диафрагмальное
дыхание,
самое правильное и полезное. Оно
способствует насыщению и увеличению
скорости кровотока, доставляющего
кислород и питательные вещества к
центральной нервной системе.
Попробуйте
подышать с ребенком лежа – для лучшего
расслабления на живот можно положить
игрушку и наблюдать, как она качается
по «волнам». Упражняясь 5-10 минут с
перерывами по 1 минуте каждый день, вы
заметите, что ребенок быстрее засыпает,
становится спокойнее.
Перед
проведением дыхательных упражнений
необходимо проветрить помещение,
увлажнить воздух в нем. Между занятиями
и приемом пищи должен пройти хотя бы
один час. Упражнения рекомендуется
выполнять в свободной одежде.
Логопед Матькунова О.Н.
Логопед родителям: Нарушение слуха как одна из причин задержки речевого развития.
В последнее время стремительно увеличивается количество детей с задержками речевого развития различного генеза, но одной из причин может быть нарушение слуха, поэтому так важно пройти обследование у сурдолога.
Как правило, родители отмечают, что их дети плохо воспринимают речевую информацию в шумных помещениях, не понимают быструю речь, речь с новыми словами. Педагоги отмечают, что у детей так же присутствует снижение фонематического слуха.
Итак, есть четыре типа нарушения слуха:
1. Проводниковое, здесь наблюдаются повреждения, заболевания, неправильное формирование наружного и среднего уха. Потеря слуха при таких поражениях может быть как временная, так и постоянная.
2. Нейросенсорное - неправильное развитие внутреннего уха или слухового нерва вызывают нейросенсорную потерю слуха, которая, как правило, является постоянной .
3. Смешанное – это комбинации проводниковой и нейросенсорной потери слуха.
4. Центральное неврологическое, возникает в результате повреждения слуховых центров мозга, которые искаженно и не в полном объеме воспринимают слуховые сигналы. Ребенок с таким типом повреждения слуха слышит, но не все понимает.
Это и есть нарушение фонематического слуха, которое выявляется при исследовании слуха методом слуховых потенциалов, которые, к сожалению, распространены крайне недостаточно, но являются великолепным инструментом для диагностики нарушений ствола мозга. Это патология неврологическая, которая требует специальные исследования, без которых невролог не сможет поставить верный диагноз, и ребенку могут быть поставлены такие диагнозы, как ЗРР, ММД, СДВГ.
В результате чего ребенок остается без правильного лечения и коррекции.
Причины: родовые травмы, гипоксии, нарушения кровоснабжения мозга, другие патологические состояния в начале жизни ребенка, которые достаточно грубо нарушают работу рече-слуховой системы и отрицательно влияют на развитие и обучение ребенка.
СИМПТОМЫ НЕВРОЛОГИЧЕСКОГО НАРУШЕНИЯ СЛУХА:
-ребенок плохо воспринимает речь в шумном помещении;
-плохо воспринимает речь по телефону;
-не может поддерживать долгую беседу;
-возникают трудности при запоминании сложных слов;
-наблюдается дефицит слуховой памяти;
- ребенку сложно выполнить речевую инструкцию;
-возникают трудности при обучении чтению;
-трудно воспринимает невербальную информацию (например, музыку).
Если отоларинголог не находит патологии, а аудиометрическое исследование не выявляет снижение слуха, то проводятся электрофизиологические исследования, электроэнцефалография и т.д. Неврологические нарушения слуха встречаются при судорожных состояниях, эпилепсии, опухоли центральной слуховой системы, но наиболее распространенная причина – задержка созревания центральных слуховых путей.
КОРРЕКЦИЯ И ЛЕЧЕНИЕ НЕВРОЛОГИЧЕСКОГО НАРУШЕНИЯ СЛУХА ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ СЛЕДУЮЩЕЕ:
-улучшение восприятия ребенком слуховой информации;
-улучшение когнитивных и речевых навыков ребенка;
-улучшение качества слухового сигнала;
-стимулирующая лекарственная терапия;
-массаж речевых зон и точек ;
-занятия с логопедом;
-компьютеризированные программы (например FAST FOR WORD ), они изменяют речь акустически и адаптируют ее скорость к скорости слуховых нервных процессов.
Родителям и педагогам необходимо говорить медленно, четко произнося все звуки, упрощая сложные фразы , используя зрительную поддержку в дополнение к речевой информации.
Логопед Матькунова О.Н.
Что такое фонематический слух и как его развивать?
Фонема - это звук.
Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу речевых
звуков, т. е. слух, обеспечивающий восприятие фонем (звуков) данного языка.
Фонематический слух – важное понятие для овладения речью, а затем и
грамотностью письма. Он предполагает точность слухового восприятия,
звукоразличение, звуковой анализ речи. Умение слышать каждый отдельный
звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков
состоит слово – является важнейшей предпосылкой для правильного обучения
грамоте. Нарушение фонематического слуха мешает детям овладеть в нужной степени
словарным запасом и грамматической стороной речи, тормозит развитие
связанной речи.
При несформированности
звукоразличения, ребенок воспринимает (запоминает, повторяет) не то, что ему
сказали, а то, что он услышал.
Таким образом, проблема развития у детей
фонематического слуха является одной из важнейших при подготовке
к освоению грамоты.
Период наибольшей
чувствительности к развитию фонематического слуха приходится на возраст 4 – 5
лет.
Если
у ребенка не сформирован или недостаточно развит фонематический слух.
Что делать? Как его
развивать? Конечно же, играючи! Работа по формированию фонематического
слуха включает задания на развитие слухового внимания и слухоречевой памяти.
У ребенка развивают
умение слышать звучащее слово, учат слышать звуки, из которых состоит слово,
различать близкие по звучанию фонемы (звуки), знакомиться с понятием слога,
ударения, предложения, текста.
Слуховое внимание детей
можно развивать, используя такие игры:
1.
«Какие звуки нарушают тишину?»
Помолчать и прислушаться к звукам, которые нас окружают, а потом назвать их
(например, скрипнула дверь).
2.
«Кто услышит больше звуков?»
Назвать как можно больше звуков, которые ребенок слышит сейчас.
Соревновательный характер этой игры вызывает интерес у детей.
3.
«Жмурки с колокольчиком».
Для развития
фонематического слуха можно поиграть с ребенком в такие игры:
1.
Игра «Эхо». Взрослый обсуждает с ребенком, что
такое эхо и где с ним можно повстречаться. Затем резюмирует: невидимка – эхо
всегда повторяет то, что ему говорят.
2.
«Путаница». Взрослый называет шуточные оговорки в
стихотворных строчках, а дети угадывают, как их исправить. Например: русская
красавица своей козой
славится. Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку. Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку. Прошлой ночью дождик был,
в почку он воды налил.
3.
«Перевозим грузы». В игрушечных грузовиках (или
нарисованных), каждый из которых отмечен одной буквой, можно перевозить только
вещи, начинающиеся на ту же букву. Пункт назначения тоже должен называться на
ту же букву. Например, «М» перевозит мыло, муку и везет в магазин (или к маме).
4.
«Третий лишний» звук. Ориентируясь на
начало слова, найти лишнее слово (например, зуб, зонт,
суп).
5.
«Цепочка». Называется слово, например, автобус, ребенок определяет последний
звук в слове и подбирает новое слово, начинающееся с этого звука.
Самое
главное – не превращайте игры в учебные занятия, пусть будет весело и
интересно!
Начинайте с простого,
переходите к сложному постепенно: не перегружайте ребенка и вовремя завершайте
игру.
И тогда, помимо
развития фонематического слуха, вы поможете и в развитии внимания, а также
памяти, воображения, инициативности и исполнительности.
Логопед Матькунова О.Н.
Рекомендация - рассуждение для родителей…..
О логопедах и логопедической работе
Логопед - кто это?
Врач?... Нет, не врач, логопедов обучают в педагогических вузах. Логопед не
лечит, а учит, его задача – коррекция и дальнейшая адаптация речи ребенка
в социуме.
Одним из
распространенных мифов является мнение, что если ребёнок не говорит или говорит
неправильно, то «ничего страшного в этом нет, заниматься с логопедом не стоит,
придет время - сам заговорит….».
Причин для плохой речи
может быть множество, поэтому необходимо пройти обследование у таких
специалистов, как психоневролог или невролог, так же родителям нужно отдавать
себе отчёт, что причиной плохой речи является вовсе не баловство и лень
ребёнка.
Ребёнок не рождается со
способностью к речи, а овладевает ею в процессе развития, поэтому часть
особенностей речи от родителей может перейти к ребёнку, но это необязательно.
Задача логопеда - это
не только коррекция звуков, это развитие лексико-грамматического строя русского
языка, исправление дефектов не только устной, но и письменной речи.
Занятия не всегда
должны проходить в традиционной форме, сидя смирно за столом. Часто дети
страдают разными неврологическими заболеваниями, поэтому можно заниматься на
полу, ковре (глаза в глаза) и др., делать физкультминутки, чтобы снять
утомление.
Часто родители думают
(широко распространённое заблуждение), что можно и пропустить занятие с логопедом, т.к. они выполняют домашнее задание специалиста.
Выполнение заданий логопеда дома, не
могут заменить занятия с самим специалистом, т.к. нарушается систематичность и
сокращается количество занятий.
Многие родители часто
задают вопрос: «Почему звуки не ставят за одно занятие?»
Это бывает (постановка
звуков), но очень- очень редко. Все зависит от темперамента ребёнка, его
развития, характера, непрерывной и комплексной коррекции.
Так же некоторые
родители считают, что «ребёнок будет
заниматься, если ему интересно»!
Несомненно, но это не совсем правильная
установка.
Учитель-логопед делает всё возможное, чтобы занятия
были интересны, но (из-за недостатков речи) у детей часто снижен познавательный
интерес, а мотивировать и заинтересовать ребёнка на занятия должны родители.
Поэтому, путем
совместных усилий педагога, ребёнка и родителей, логопеду удаётся решить
проблемы с речевым развитием.
Логопед Матькунова О.Н.
Методические рекомендации для родителей:
Почему необходимо выполнять домашнее логопедическое задание.
Если у ребенка
имеются дефекты речи, то многие родители
обращаются за помощью к логопеду.
Часто родители считают,
что если ребенок ходит заниматься к специалисту (логопеду),
то все проблемы с речью будут разрешены.
Их удивляет, что
логопед просит завести тетрадь и выполнять записанные в ней рекомендации.
Дома вечернее время
(как правило) отводится под домашние хлопоты, поэтому логопедическое
занятие с ребенком организовать очень не просто, а особенно,
если нужно еще сделать тематический рисунок, приклеить
картинки, сделать аппликацию и т.д.
Возникает
вопрос: «Зачем выполнять домашнее задание с ребенком , если с ним
занимается логопед?»
Разберемся……..
- Во-первых,
результативность занятий зависит от степени заинтересованности и
участия родителей в коррекции речи;
- Во-
вторых, домашнее задание - это индивидуальная форма учебной деятельности без
контроля логопеда, но по его поручению.
Логопедическое домашнее
задание имеет воспитательное, обучающее и коррекционное значение. У детей
вырабатывается ответственное отношение к своим обязанностям, умение себя
контролировать, и, соответственно, закрепляется пройденный материал.
Выполнение домашней
работы направлено на скорейшую ликвидацию дефектов как речевого, так и
общего развития. Это возможно и в повседневной жизни: во время прогулок, игр,
походов в магазины и т.д.
Основные
правила выполнения заданий:
1. Проводить занятие
хотя бы один раз в день 15-20 минут.
2. Артикуляционные
упражнения проводить перед зеркалом.
3. Если у ребенка
пропал интерес к занятию, лучше его прекратить, возобновив спустя некоторое
время.
4. Следить за своей
речью.
5. Контролировать
произношение уже поставленных звуков.
6. Стараться выполнять
задания в игровой форме.
Уважаемые родители!
Успехов вам и терпения, искренней заинтересованности в достижении результата!
Логопед
Матькунова О.Н.
Рекомендации для родителей по коррекции произношения звука [л]
Самыми
распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста является
нарушение звукопроизношения.
У некоторых детей
нарушается только одна группа звуков, например, шипящие, у других – несколько
групп ( например, шипящие, сонорные).
Причиной искаженного
произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или
нарушение артикуляционной моторики, когда дети не могут правильно выполнять
движения органами артикуляционного аппарата, особенно языком.
Одно из наиболее
распространенных нарушений встречается при произношении звука [л].
Недостатки могут
проявляться в виде отсутствия звука, его искажения или его замены на другую
фонему (лук –люк).
Исправление звука
проводится поэтапно. Обычно различают четыре этапа: подготовительный,
постановка звука, автоматизация, и в случаях замены одного звука другим, - этап
дифференциации.
Подготовительный этап.
Подготовительный этап
необходим для отработки умения подъема широкого кончика языка вверх. Выработке
этих движений способствуют следующие упражнения:
Наказать непослушный
язык.
Приоткрыть рот,
спокойно положить язык на нижнюю губу, пошлепывая по губам, произносить
пя-пя-пя.
Вкусное варенье.
Слегка приоткрыть рот и
широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком
сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Пароход гудит.
Приоткрыть рот и
длительно произносить звук Ы (как гудит пароход).
Индюк.
Приоткрыть рот,
положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем
языка по верхней губе вперед и назад, сначала производить медленные движения,
потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк
болобочет).
Пощелкивать кончиком
языка.
Улыбнуться, показать
зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языком ( как лошадка цокает
копытами).
Если у ребенка
пощелкивание не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение «Приклей
конфетку», а потом вернуть к этому упражнению.
Постановка звука.
Показывая ребенку, как
прикусывать широкий кончик языка, объяснить: «Сделай свой язычок, похожим на
«лопаточку», а потом прикуси его слегка зубами, чтобы не было больно, произнося
при этом ала-ла-ла. Подражая взрослому, ребенок скоро научится слегка
закусывать широкий язычок передними резцами, и затем, открывая рот, оставлять
язык в прежнем положении.
Если ребенок услышал,
что у него получается правильный звук л, предложить ему отработать звук
медленно, обращая внимание на положение языка. А затем предложить ребенку
поднять язык за верхние резцы и, крепко прижимая его к альвеолам, произносить
слоги лы, лы, лы. В сочетании со звуком ы звук л приобретает большую четкость.
Автоматизация звука л.
Автоматизация звука
начинается с закрепления его в слогах. При этом используются различные игровые
приемы, например: подражая игре на балалайке, или воспроизводя звучание
колокольчика и т.п., ребенок многократно произносит то слоги ла, ла, ла, то лы,
лы, лы, то ло, ло, ло, то лу, лу, лу.
Затем продолжать
автоматизировать звук в словах, в которых звук л находится в разной позиции: в
начале слова: лапа, лампа, лавка, ладья, ладонь, лопата, локон, лопух, лом,
луна, лупа, луч, лужа, лыко.
В середине: пила,
молоко, колобок, полотенце, палатка, яблоко, булавка, булка, платье, кукла,
блокнот, клубок, клоун.
В конце слова: стол,
стул, пол, овал, пенал, дятел, укол, угол, канал, факел, купол, мел.
Затем можно
отрабатывать звук л в чистоговорках, например:
Ла-ла-ла – на полу пила
Лы-лы –лы – на полу нет
пилы и т.д..
Ал-ал –ал – на столе
лежит пенал
Ол-ол –ол- пенал упал
на пол и т.д.
Потом можно начинать
отрабатывать звук в связной речи. В предложениях, например: У лайки была белая
лапа. Мила поставила лампу на стол. Алла дала Володе пилу и молоток. Клубок
упал со стула на пол. И т.д.
Прекращать занятия по
автоматизации можно только после того, как звук л укоренится в речи ребенка и
будет произноситься чисто, без напоминания со стороны взрослых.
Логопед Матькунова О.Н.
Двадцать простых советов логопеда родителям или как научить ребенка говорить.
1. Если вы молчаливы от
природы, все равно говорите с малышом. Ребенок проще понимает обращенную речь,
если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Всегда сопровождайте
свои действия словами!
2. Никогда не говорите
в пустоту! Озвучивайте ситуацию, если видите, что ребенок слышит и видит вас.
Это особенно важно, если ваш ребенок чрезмерно активный. Старайтесь, чтобы он
видел вашу артикуляцию.
3. Говорите четко,
внятно, проговаривая каждое слово, каждую фразу. Дети очень чутки к интонации,
поэтому слова, на которые падает логическое ударение, произносите более
выразительно.
4. Повторяйте помногу
раз одно и то же слово, фразу, меняя порядок слов («Папа пришел, пришел наш
папа», «Мячик упал, упал мячик, упал»). Чтобы ребенок усвоил новое слово,
старайтесь употреблять его в разных контекстах и не единожды.
5. Не употребляйте
слишком длинных слов!
6. Произносите новое
слово в эмоционально благоприятной ситуации. Психологи заметили, что в таких
условиях, информация впитывается в десять раз лучше.
7. Очень важно, чтобы
ребенок, узнавая что-то новое, имел возможность не только видеть новый предмет,
но и трогать, нюхать, то есть изучать различными способами.
8. Вовлекайте ребенка в
невербальный (не словесный) диалог, приветствуя и одобряя любой ответ (жест,
выразительный взгляд). Поддерживайте его стремление общаться!
9. Если лепет малыша
однообразен, комбинируйте разные слоги и старайтесь, чтобы малыш захотел их
повторить.
10. Уважайте попытки говорить!
Старайтесь дать ему возможность слышать вас и себя.
11. Учите в игре.
Создавайте такие игровые ситуации, где ребенку понадобится звукоподражание,
либо надо будет произнести какие-то слова для того, чтобы игра состоялась.
ПОБУЖДАЕТЕ НЕ ВЫ, А СИТУАЦИЯ!
12. Не предупреждайте
его желаний! В этом случае у малыша нет необходимости произносить что-либо,
достаточно просто посмотреть, протянуть руку, это приводит к опасности
задержать ребенка на уровне жестокого общения.
13. Расширяйте словарь
малыша! Пополняйте пассивный словарь ребенка названиями вещей,
предметов, научите ребенка показывать, «где ручки, где ножки, где стол» и т.д.
14. Фиксируйте его
речевые достижения!
15. Развивайте
фонематический(звуковой) слух, побуждая различать слова, отличающиеся одним
звуком (например, нос-нож, уточка-удочка и т.д.)
16. Читайте, читайте,
читайте! Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они много раз слышали.
Дождитесь, пока ребенок хорошо запомнит стихотворение, а затем пробуйте не
договаривать последнее слово, предоставляя это делать малышу.
17. Развивайте мелкую
моторику! Лепка, рисование, «пальчиковый театр», игры с мелкими предметами -
все это помогает речи, а в будущем – и в письме.
18. Для детей, которые
поздно начинают говорить, очень полезно использовать слова типа «бух»,
«ням-ням», «ав-ав» и т.д. Эти слова легки для усвоения и облегчения вхождения в
речевую стихию.
19. Никогда не смейтесь
над ребенком, если он неправильно произносит какой- то звук, не повторяйте за
ним неправильное произношение слова. Повторите слово правильно, стараясь
перехватить взгляд ребенка. Он обязательно повторит за вами, когда придет
время. Он учится на своих ошибках, постоянно сравнивая свое произношение с
вашим.
20. ТОЛЬКО ВЫ! Только
вы и ваша вера в его силы могут позволить развиться ему гармонично. Не
забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша.
Логопед Матькунова О.Н.
Общие рекомендации логопеда для родителей детей с ОВЗ.
Родители в жизни
ребенка играют важнейшую роль, от них зависит, каким вырастет малыш. Ведь
общение с детьми и их воспитание – целое искусство, имеющее свои законы и круг
значений. Особенно это касается воспитания детей с ОВЗ.
Учитывая
вышесказанное, могу дать практические советы родителям, имеющих детей с
ограниченными возможностями:
1. Ребенок нуждается в
любви, тепле, заботе и постоянных занятиях. Заниматься с ребенком необходимо
постоянно, с самого рождения.
2. Общаться с ребенком
нужно «лицо в лицо», «на равных», с четкой дикцией. Это поможет малышу учиться
правильно настроить свой артикуляционный аппарат (губы, язык, зубы и т.д.).
3. В разговоре с
ребенком нужно использовать простые и короткие предложения.
4. Играя с ребенком,
говорите за ним, четко называйте те предметы, которые он берет в руки, на
которые смотрит и т.п.
5. Развитие слуха
малыша играет огромную роль в различении звуков. В этом помогут игры «Угадай,
что звучало», «Кто как говорит?»
6. Очень часто бывает,
что язык «не слушается» малыша? В этом случае на помощь придет гимнастика для
языка, которую может проводить любой из родителей. Большая польза будет от логопедического
массажа, ему специально обучаются
логопеды.
7. Для развития речи
ребенка при общении с ним необходимо постоянно говорить, объяснять, показывать
т.е. общение должно быть активным («рот у мамы должен не закрываться»). Как бы
смешно это не звучало, но именно так оно и есть.
8. Большую роль для
развития речи играет развитие пальчиков рук: различные действия,
требующие определенной ловкости маленьких пальчиков, например: сортировка
крупы, нанизывание бусинок на веревочку, вкладывание форм в прорези, работа с
пластилином, «мокрым песком». Можно использовать «пальчиковые игры». Для
развития мелкой моторики, также можно делать шарики из бумажной салфетки,
пластилина.
9. Очень важно для
ребенка общение с родителями: читайте вслух, наизусть, пойте, разыгрывайте
спектакли, играйте в прятки.
Учите стишки С.
Маршака, С. Михалкова, А. Барто, К. Чуковского, рассматривайте иллюстрации в
книжках.
Уважаемые родители!
Следите за речью своего
малыша! Речью ребенок овладевает постепенно, путем подражания произношению
звуков и слов взрослых. Правильно произносить большинство звуков сразу он не
умеет и не сможет без помощи родителей.
Чем раньше мы обратим внимание щ на
правильное звукопроизношение у ребенка, тем быстрее оно формируется и
нормализуется. Речь вашего малыша зависит от того, сколько и как вы с ребенком
общаетесь.
Вас
должно насторожить, если:
- ребенок очень вял,
нехотя реагирует на окружающее;
- часто проявляет
беспокойство, раскачивает туловище из стороны в сторону;
- имеет сильное течение
слюны, сидит отстраненно;
- не выполняет простые
словесные просьбы (принеси книжку, дай чашку и т.д.), не смотрит в глаза;
- не играет с другими
детьми или не кормит куклу из тарелки, а ставит куклу в тарелку и т.д.;
- говорит «ма» вместо
«мама» или относит слово «мама» к другим лицам; вместо «девочка» говорит «де»;
«зайчик» - «за»; «иди» - «ди»; «смотри» - «апи»;
- употребляет
слова-фрагменты, т. е. такие, в которых сохранены только части слова: «ако» -
молоко, «дека» - девочка.
Все
это — серьезный повод немедленно обратиться за консультацией к специалисту -
логопеду.
Ошибочно надеяться
исчезновение недостатков произношения по мере взросления ребенка, они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое
нарушение.
Статистика
логопедических обследований, показывает, что состояние речи детей (4- 5 лет)
часто не соответствует возрастной норме, хотя к четырем годам все звуки должны
быть полностью сформированы и правильно употребляемы в речи.
Рекомендации
родителям:
- начиная с первого
года жизни ребенка, необходим осмотр логопеда в детской поликлинике;
- критически относитесь
к речевым проявлениям детей, начиная с рождения, не используйтесь «сюсюкающей
речью», если что-то появилось настораживающее, обратитесь к специалисту (лор-
врач, ортодонт и др);
- большинство детей,
страдающих нарушением звукопроизношения, имеют нарушения слуха, с помощью которого
мы различаем сходные по звучанию или произношению звуки. Логопед, к которому вы
обратитесь, научит вас, как развивать фонематический (звуковой) слух;
- если у ребенка
нарушения, то посещайте обязательно занятия с логопедом, при этом необходимо заниматься
и дома. Логопед ставит произношение звуков, но их нужно закрепить. Без
выполнения этих заданий, без постоянного контроля над поставленными звуками
невозможно будет добиться положительных результатов;
- через полгода после
того, как все звуки будут поставлены, покажите ребенка логопеду с целью
проверки надежности результатов;
- если у ребенка
тяжелые речевые нарушения сделайте все, чтобы ребенок занимался в
логопедической группе.
Уважаемые родители!!!
В 7 лет ребенок идет в
школу. Где придется ему быть самостоятельным, поэтому в оставшееся до школы
время необходимо провести подготовительную работу: беседовать о школе,
настраивая его на серьезное и ответственное отношение, вызывайте интерес к
учебе.
У ребенка – школьника
должна быть сформирована речевая готовность, т. е. определенные умения:
- придумывать слова на
заданный звук;
- сливать два названных
звуков слог: М+А=МА;
- повторять слоговую
цепочку типа ТА-ДА-ТА;
- определять количество
слов в предложении, учитывая и «короткие» слова - предлоги.
- правильно произносить
все звуки языка;
- выделять первый и
последний звук в слове;
- разделять слово на
слоги;
- определять, сколько
слогов в слове, сколько звуков в слове.
Важно
развивать:
- словарный запас
малыша, может ли он связно рассказать о том, что увидел, услышал;
- знает ли он свою
фамилию, имя, отчество, возраст; окружающий мир, может ли назвать дни недели,
времена года;
- слова-обобщения;
ориентацию во времени;
- составление рассказа
по сюжетным картинкам.
Как правило, дети в
возрасте 2-3 лет неправильно произносят звуки, чаще всего наблюдаются временные
нарушения звукопроизношения, обусловленные недостаточным формированием речевого
слуха или артикуляционного аппарата.
Эти нарушения
преодолеваются, если взрослые, разговаривая с малышом, дают ему правильные
образцы речи и проводят систематическую работу по формированию правильного
произношения.
Даже в раннем возрасте
имеются случаи патологического нарушения звукопроизношения, характеризующиеся
стойкостью неправильного употребления звуков. Они могут быть обусловлены как
нарушениями речевого слуха, артикуляционного аппарата, так другими
расстройствами.
Нарушения
звукопроизношения являются самыми распространенными недостатками речи у детей
дошкольного возраста.
У некоторых детей
нарушается только одна группа звуков, у других детей нарушаются одновременно
две или несколько групп звуков. В любой из перечисленных групп различают три
формы нарушения звуков:
- искаженное
произношение звука (например – горловой звук Р);
- отсутствие звука в
речи ребенка (например, коова вместо
корова);
- замена одного звука
другим (колова);
Причиной искаженного
произношения звуков обычно является недостаточное формирование или нарушения
артикуляционной моторики, т.к. дети не могут правильно выполнять движения
языком, губами, в результате чего звук искажается.
Иногда причина кроется
в индивидуальном строении артикуляционного аппарата (нарушение прикуса,
укороченная подъязычная связка). В этих случаях необходимо вмешательство
ортодонта. Подобные нарушения называются фонематическими (звуковыми), но это не
влияет на смысл слова.
Причина замены звуков
обычно заключается в недостаточном формировании «звукового» слуха или в его
нарушениях.
В результате чего дети
не слышат разницы между звуками, близкими по артикуляции, т.к. при замене одной
фонемы другой нарушается смысл. Такие нарушения называются фонематическими
(слова: рак – лак).
В случаях, когда у
ребенка звуки одной группы заменяются, а звуки другой группы искажаются,
нарушения называются фонетико-фонематическими.
Знание видов, форм и
уровня нарушения звукопроизношения помогает логопеду определить методику и
характер коррекционной работы с ребенком.
Работа
логопеда распределяется по трем направлениям:
- воспитание
произвольных навыков;
- формирование словаря;
- формирование
грамматических умений и навыков.
ПОМНИТЕ:
1. Никогда не нужно
упрекать ребёнка за то, что он говорит неправильно или смеяться над ним.
2. Нельзя повторять его
неправильную речь, как бы мила она вам не показалось
3. Ни в коем случае не
повторяйте неправильно произнесенное слово;
4. Научившись
выговаривать звук, ребёнок не всегда произносит его. Нужно работать над
автоматизацией этого звука.
5. Помогая ребёнку
выполнять задание логопеда, будьте терпеливы и одновременно настойчивы.
6. Постоянно
занимайтесь с детьми дома, выполняя логопедические упражнения.
Родителям можно
заниматься ежедневно или через день в форме игры. Занятия проводятся перед
зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать свою артикуляцию.
При этом должны соблюдаться
требования:
- точность движений;
- равномерное участие в
них левой и правой половины языка.
У ребенка не всегда
может сразу все хорошо получаться, и порой это вызывает у него отказ от
дальнейшей работы.
Чтобы не травмировать
ребенка, родители должны подбодрить его и вернуть к более простому, уже
отработанному материалу.
Речь ребёнка не
возникает сама собой. Она развивается постепенно, иногда со значительными
нарушениями. С момента рождения до поступления в школу ребёнку предстоит
научиться правильно, произносить все звуки, накопить многотысячный запас слов,
усвоить грамматический строй речи, овладеть связной речью. Ребёнок учится
говорить на примере близких ему людей.
Помогите ему в
этом!
Логопед Матькунова О.Н.
Развитие слухового восприятия у детей с ОВЗ
Советы родителям от логопеда
Игры
и упражнения
по
развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста.
Методические
рекомендации для родителей.
Использование
предложенных игр позволит малышу обогатить и расширить представления о звуках
окружающего мира, позволит развить и сформировать не только слуховое
восприятие, но и будет способствовать развитию других познавательных процессов,
таких как, мышление, речь, воображение, а это в свою очередь является
фундаментом становления познавательной сферы у детей дошкольного возраста.
«Скажи,
что ты слышишь?»
Вариант
1. Цель: накопление словаря и
развитие фразовой речи, умение прислушиваться и определять источник звука.
Описание игры: Педагог
предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки
они услышали (щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего листа, разговор
прохожих и т.д.). Дети должны ответить полным предложением. Игру хорошо
проводить на прогулке.
Вариант
2. Цель: накопление
словаря и развитие фразовой речи, умение прислушиваться и определять источник
звука.
Необходимые предметы: Ширма,
разные звучащие предметы: звонок, молоток, трещотка с камешками или горохом,
труба и т. д.
Описание игры: Педагог
за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и т. д., а. дети должны отгадать,
каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.
Вариант
3. Цель:
накопление словаря и развитие фразовой речи, умение прислушиваться и определять
источник звука.
Необходимые предметы:
ширма, различные предметы.
Описание игры:
педагог предлагает детям определить, что они слышат. Из-за ширмы доносятся
различные звуки, например: звук льющейся воды из стакана в стакан; шуршание
бумагой - тонкой и плотной; разрезание бумаги ножницами; звук упавшего на стол
ключа; судейский свисток; звонок будильника; стук ложечки о стенки стакана;
звон бокалов; хлопок в ладоши; стук деревянными или металлическими ложками друг
о друга; постукивание костяшками пальцев по столу и др. Возможно одновременное
звучание двух-трех различных звуков (шумов).
«Где
позвонили?»
Цель: определение
направления звука.
Необходимые предметы: звоночек
(или колокольчик, или дудочка и т.п.).
Описание игры:
дети сидят группами в разных местах комнаты, в каждой группе какой-нибудь
звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и
угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребенок правильно укажет
направление, педагог подаёт сигнал и водящий открывает глаза. Тот, кто звонил,
встает и показывает звоночек или дудочку. Если водящий укажет направление
неправильно, он снова водит, пока не угадает.
«Где
звенит?»
Цель: развитие
ориентации в пространстве.
Необходимые предметы: колокольчик
или погремушка.
Описание игры: педагог
дает одному ребенку колокольчик или погремушку, а остальным детям, предлагает
отвернуться и не смотреть, куда спрячется их товарищ. Получивший колокольчик
прячется где-либо в комнате или выходит за дверь и звонит. Дети по направлению
звука ищут товарища.
«Где
постучали?»
Цель: развитие
ориентации в пространстве.
Необходимые предметы: палочка,
стульчики, повязки.
Описание игры: все
дети сидят в кругу на стульчиках. Один (водящий) выходит в середину круга, ему
завязывают глаза. Педагог обходит весь круг за спиной у детей и кому-то из них
дает палочку, ребенок стучит ею о стул и прячет ее за спину. Все дети кричат:
«Пора». Водящий должен искать палочку, если он ее находит, то садится на место
того, у кого была палочка, а тот идет водить; если не находит, продолжает
водить.
«Жмурки
с колокольчиком»
Цель: Развитие
ориентации в пространстве.
Необходимые предметы:
колокольчик, повязки.
Вариант
1. Играющие сидят на скамейках или стульях по
одной линии или полукругом. На некотором расстоянии лицом к ним стоит ребенок с
колокольчиком. Одному из детей завязывают глаза, и он должен найти ребенка с
колокольчиком и дотронуться до него; тот старается уйти (но не убежать!) от
водящего и при этом звонит.
Вариант
2. Несколько детей с завязанными глазами стоят в
кругу. Одному из детей дают в руки колокольчик, он бегает по кругу и звонит.
Дети с завязанными глазами должны его поймать.
«Жмурки
с голосом»
Цель. Найти
товарища по голосу и определить направление звука в пространстве.
Необходимые предметы:
повязки.
Описание игры: водящему
завязывают глаза, и он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети тихо
переходят или перебегают с одного места на другое (лают, мяукают, квакают, кричат
петухом, кукушкой и т.д.). Если водящий кого-нибудь поймает, пойманный должен
подать голос, а водящий угадывает, кого он поймал.
«Тихо
— громко!»
Вариант
1. Цель: развитие координации
движений и чувства ритма.
Необходимые предметы: бубен,
тамбурин.
Описание игры:
педагог стучит в бубен тихо, потом громко, и очень громко. Соответственно
звучанию бубна, дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под
громкий - полным шагом, под более громкий - бегут. Кто ошибся, тот становится в
конце колонны. Самые внимательные окажутся впереди.
Вариант
2. Цель: различение музыки по
громкости; соотнесение действий с силой звучания.
Описание игры: дети
встают в круг. Поочередно звучит то тихая, то громкая музыка. Под тихую музыку
дети ходят на цыпочках, под громкую - топают ногами.
Варианты: Предложить
детям использовать свои произвольные варианты движений, соответствующие силе
звучания музыки. Использовать большой и маленький барабан: большой звучит
громко, маленький – тихо. На громкое звучание большого барабана отвечать
громкой игрой на металлофоне, на тихое звучание отвечать тихой игрой на
металлофоне. На громкое звучание музыки рисовать широкие и яркие полоски, на
тихое - узкие и более бледные. Кружком одного цвета обозначать громкую музыку,
другого – тихую. Найти игрушку, ориентируясь на громкое или тихое звучание
колокольчика.
«Наседка
и цыплята»
Цель: Закрепление
понятий о количестве.
Необходимые предметы: шапочка
курицы из бумаги, маленькие карточки с разным количеством нарисованных цыплят.
Описание игры: два
стола составляют вместе. 3а стол садится наседка (ребенок). Около стола садятся
и цыплята. У цыплят карточки, на которых нарисовано разное число цыплят. Каждый
ребенок знает, сколько цыплят на его карточке. Наседка стучит по столу, а
цыплята слушают. Если она, например, постучит 3 раза, ребенок, у которого на
карточке три цыпленка, должен пропищать 3 раза (ПИ-ПИ-ПИ).
«Продавец
и покупатель»
Цель: развитие
словаря, и фразовой речи.
Необходимые предметы: коробки
с горохом и различной крупой.
Описание игры:
один ребенок - продавец. Перед ним две коробки (затем число, их можно увеличить
четырех-пяти), в каждой разный вид продуктов, например горох, пшено, мука и пр.
Покупатель входит в магазин, здоровается и просит отпустить ему крупу. Продавец
предлагает найти ее. Покупатель должен по слуху определить, и какой коробке
нужная ему крупа или другой требуемый товар. Педагог, предварительно знакомит
детей с продуктами, помещает продукты в коробку, встряхивает и дает возможность
детям прислушаться к издаваемому каждым продуктом звуку.
«Шумящие
коробочки»
Цель: развитие
умения прислушиваться и различать шумы по громкости.
Необходимые предметы:
набор коробочек, которые заполнены различными предметами (спичками, скрепками,
камушками, монетками и др.) и при сотрясении издают разные шумы (от тихого до
громкого).
Описание игры: педагог
предлагает ребенку потрясти каждую коробочку и выбрать ту, которая шумит громче
(тише) других.
«Найди
игрушку»
Цель: развитие
координации движений.
Необходимые предметы: небольшая
яркая игрушка или кукла.
Описание игры: дети
стоят полукругом. Педагог показывает игрушку, которую они будут прятать.
Водящий ребенок или уходит из комнаты, или отходит в сторону и отворачивается,
а в это время педагог прячет у кого-нибудь из детей за спиной игрушку. По
сигналу «Пора» водящий идет к детям, которые тихо хлопают в ладоши. По мере
того как водящий приближается к ребенку, у которого спрятана игрушка, дети
хлопают громче, если отдаляется, хлопки стихают. По силе звука ребенок
отгадывает, к кому он должен подойти. После того как будет найдена игрушка,
водящим назначается другой ребенок.
«Часовой»
Цель: Развитие
ориентации в пространстве.
Необходимые предметы:
повязки.
Описание игры:
посредине площадки чертят круг, В середине круга стоит ребенок с завязанными
глазами (часовой). Все дети с одного конца площадки должны пробраться тихонько
через круг на другой конец. Часового слушает. Если услышит шорох, кричит:
«Стой!» Все останавливаются. Часовой идет на звук и старается отыскать, того
кто шумел. Тот, кто шумел, выходит из игры. Игра продолжается дальше. После
того как будут пойманы четыре - шесть детей, выбирается новый часовой, и игра
начинается сначала.
«Ветер
и птицы»
Цель:
развитие координации движений.
Необходимые предметы: любая
музыкальная игрушка (погремушка, металлофон и др.)или музыкальная запись и
стульчики (гнезда).
Описание игры: педагог
распределяет детей на две группы: одна группа - птички, другая - ветер; и
объясняет детям, что при громком звучании музыкальной игрушки (или музыки)
будет дуть «ветер». Та группа детей, которая изображает ветер, должна свободно,
но не шумно бегать по комнате, а другая (птички) прячется в свои гнёзда. Но вот
ветер утихает (музыка звучит тихо), дети изображающие ветер, тихо усаживаются
на свои места, а птички должны вылетать из своих гнезд и порхать.
Кто первый заметит
изменение в звучании игрушки и перейдет на шаг, тот получает награду: флажок
или веточку с цветами и т.п. С флажком (или с веточкой) ребёнок будет бегать
при повторении игры, но если он окажется невнимательным, флажок передастся
новому победителю.
«Скажи,
что звучит?»
Цель: Развитие
слухового внимания.
Необходимые предметы: колокольчик,
барабан, дудочка и пр.
Описание игры: дети
сидят на стульях полукругом. Педагог сначала знакомит их со звучанием каждой
игрушки, а затем предлагает каждому по очереди отвернуться и отгадать звучащий
предмет. Для усложнения игры можно ввести дополнительные музыкальные
инструменты, например, треугольник, металлофон, бубен, погремушку и др.
«Солнце
или дождик»
Цель: развитие
координации и темпа движений.
Необходимые предметы: тамбурин
или бубен.
Описание игры: педагог
говорит детям: «Сейчас мы с вами, пойдем гулять. Дождя нет. Погода хорошая,
светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть тамбурином,
вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в
тамбурин. А вы, услышав, должны скорее идти в дом. Слушайте внимательно, как я
играю». Воспитатель проводит игру, меняя Развитие координации движений.
Оборудование. По два флажка каждому ребенку, тамбурин или бубен. Описание игры.
Дети сидят или стоят полукругом. У каждого в руках по два флажка. Педагог
громко ударяет в тамбурин, дети поднимают флажки звучание тамбурина 3-4 раза.
«Узнай
по звуку»
Цель: развитие
фразовой речи.
Необходимые предметы: различные
игрушки и предметы (книжка, бумага, ложка, дудки, барабан и т.п.).
Описание игры: Дети
садятся спиной к ведущему. Он производит шумы и звуки разными предметами. Тот,
кто догадался, чем ведущий производит шум, поднимает руку и, не оборачиваясь,
говорит ему об этом. Шумы можно производить разные: бросать на пол ложку,
ластик, кусок картона, булавку, мяч; стучать предметом о предмет, перелистывать
книгу, мять бумагу, рвать ее, разрывать материал, мыть руки, подметать,
строгать, резать и т.п. Тот, кто больше отгадает различных шумов, считается
наиболее внимательным и в награду получает фишки или маленькие звездочки.
Логопед
Матькунова О.Н.