Размер:
AAA
Цвет:CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Сведения об образовательной организации
gerb-br.png



Социальная адаптация детей с ОВЗ средствами кукольного театра

  Занятие в кукольном театре детей с ОВЗ дают возможность выразить себя на сцене в качестве артистов, помогает больным детям самоутвердиться, избавиться от комплексов, стать более коммуникабельными. Кукольный театр помогает в формировании общей моторики, тонкому координированию движению рук и пальцев. Развивает навыки самообслуживания, помогает ребенку учебной деятельности.
  Дети с ограниченными возможностями в основном с малых лет «изолируются» от общества от здоровых сверстников и поэтому очень важно создать среду для совместного пребывания детей.
Участие детей с ограниченными возможностями здоровья в концертах, спектаклях, в праздниках вместе со здоровыми детьми поможет детям-инвалидам самоутвердиться.
  Социальную адаптацию детей с ОВЗ лучше проводить вместе в смешанных группах, таким образом дети приспосабливаются к окружающим условиям быстрее. А здоровые дети оказывают им помощь, проявляют заботу, воспитывают в себе доброту и милосердие.
  Наблюдения за развитием детей с ОВЗ показали, что дети с удовольствием посещают кукольный театр, появляется желание к общению, и ребенок не чувствует в этом мире себя одиноким, а нужным, умеющим и знающим. Родители видят изменения в поведении ребенка и их желание посещать творческую студию. Таким образом, эти занятия оказывают положительное воздействие на развитие ребенка в целом.


18.05.2023г.                             Педагог дополнительного образования              Цуканова Т.Е.



Аппликация как средство коррекции недостатков в развитии детей с ОВЗ

   Аппликация – это один из видов детского творчества. Она оказывает огромное влияние на развитие умственных и творческих способностей детей. Так же она оказывает существенное воздействие на эмоциональную, интеллектуальную и двигательную сферы, способствует формированию личности ребенка с ОВЗ. Воспитанию у него положительных навыков и привычек.
   Существуют различные виды аппликаций, которые подразделяются на несколько видов: предметная, декоративная, сюжетная. А по способу изготовления деталей: рваная, резаная. По способу крепления деталей – однослойная и многослойная.
   Аппликации имеют разную степень сложности и могут использоваться в работе с детьми ОВЗ с различным уровнем интеллектуального развития. Для ребенка с низким уровнем развития мелкой моторики и ручного умения занятия могут быть начаты с изготовления поделок в технике рваной (обрывной) аппликации. Уже на первых занятиях ребенок видит свои первые успехи, что способствует формированию положительных эмоций и самооценке. С улучшением уровня развития мелкой моторики, наряду с занятиями рваной аппликации предлагаются занятия объемной аппликации. Это можно дополнить резаной аппликацией, аппликацией из различных природных материалов и текстильной аппликации. Занятия аппликацией всегда нравятся детям, они испытывают разнообразные чувства – чувство удовлетворения от полученного результата.
   Занимаясь различными видами аппликаций, ребенок приобретает новые навыки труда и знания об окружающем мире. Дети учатся использовать новые навыки и умения в быту, что необходимо детям с ОВЗ.
   Занимаясь аппликацией, дети снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радость, обеспечивают отличное эмоциональное состояние. Очень важно чтобы ребенок продумал сам содержание работы и довел ее до конца.
   В работе с детьми я часто использую объемную аппликацию из бумажных салфеток «бумажный комочек», аппликацию из сухих трав и круп. Работая много лет с детьми с ОВЗ я сделала следующий вывод, что благодаря разнообразию видов и уровню сложности аппликаций, она всегда будет интересна детям, и помогает избавляться от комплекса «у меня не получится» и дети начинают работать смелее и увереннее, независимо от степени их способностей.

Педагог дополнительного образования Цуканова Т.Е.


РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ОВЗ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ 
НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ – КЛЯКСОГРАФИИ

   Уже давно известно, что детское творчество – явление уникальное. Большое значение для детей с ОВЗ имеет развитие художественно-творческих способностей. Поэтому одна их главных задач педагога дополнительного образования - это развитие творческих способностей у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, которая успешно решается через нетрадиционную технику рисования. Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ очень кропотливая и сложная работа, она присуща не только профессиональным навыкам педагога дополнительного образования, но и его огромным терпением и желанием работать с такими детьми.
   Нельзя подготовить детей с ОВЗ к самостоятельной трудовой деятельности к жизни в обществе, не воспитав у них эмоционально-волевых качеств, не научив правильно вести себя в различных ситуациях. Полноценная социальная адаптация детей невозможна без формирования системы их ценностных ориентаций.
   Социализация ребенка средствами художественного творчества понимается как процесс вовлечения и приобщения к сфере образного восприятия и понимания окружающего мира.
   На первый план выступают задачи реабилитации детей и подростков с ОВЗ. В этом им помогает нетрадиционная техника рисования. Используя познавательные возможности детей нужно развивать у них жизненно-необходимые навыки, чтобы, когда они повзрослеют, то смогут самостоятельно себя обслуживать , выполнять не сложную работу дома и в трудовом коллективе.
   В работе с детьми я применяю различные виды техники нетрадиционного рисования. На занятиях с использованием этих техник ребята развивают воображение, мышление, речь, представление о разнообразии окружающего мира.
   Творческая работа вызывает у ребят радостное удивление, желание искать новые решения и творчески мыслить.
   Так что же такое кляксография? Кляксография – это отличный способ проэкспериментировать с красками, то есть, создать необычные образы красками, весело и с пользой провести время. Ей с удовольствием занимаются не только дети, но и взрослые. В основе этой техники лежит обычная клякса. Сначала ребенок ставит кляксу, а затем дорисовывает детали, как ему подсказывает воображение.
   Кляксография – это способ рисования с использованием разноцветных клякс из красок. Главное, что все работы получаются в единственном экземпляре и никогда не повторяются.
   Использование кляксографии, как нетрадиционной техники рисования, у детей и подростков с ОВЗ, помогает развить художественно-творческие способности, научит увидеть окружающий мир через многоцветную палитру красок, повышает возможность дальнейшего обучения ребенка.

Педагог дополнительного образования Цуканова Т.Е.


Декоративно-прикладное искусство,  как средство формирования художественных способностей

Творческая деятельность в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья имеет важное значение.  Творчество помогает справиться ребенку с внутренними трудностями, позволяет ему выйти из состояния зажатости.
Дети с ОВЗ часто не самостоятельны и нуждаются в сопровождении и помощи взрослого. Не имеют такого опыта, который имеется у обычного ребенка, возможности приобретения навыков ограничены.
Процесс работы с такими детьми требует особый подход, это осторожность и деликатность.
Целью педагога дополнительного образования – помочь ребенку обрести личностную свободу.
В процессе выполнения работ декоративно-прикладного творчества детей с  ОВЗ закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются представления о предметах прикладного искусства в жизни.
Занимаясь декоративно-прикладным искусством, дети учатся работать с разными инструментами и знакомятся с  различными материалами и их свойствами. У ребенка развиваются такие качества, как самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, усидчивость и т.д.
Когда дети знакомятся с навыками, техниками и приемами творческой деятельности, все это расширяет кругозор и общепринятые рамки творчества.
В декоративно-прикладном творчестве существуют разные виды деятельности, такие, как, аппликация. Бумагопластика, лепка из пластилина и соленого теста, поделки из природного и сыпучего материалов.
Увлечение различной творческой работой стимулирует интерес ребенка к прикладному искусству.
Например, занятия аппликацией развивает конструктивные возможности, формирует представление о форме и цвете. Лепка способствует развитию точности движений. Развитию мелкой моторики рук. Бумага, это универсальный для ребенка материал, он привлекает детей возможностью создать поделки, которые будут использованы к празднику, подарку, а так же к игре.
Очень важное значение имеет одобрение и поддержка от любых творческих начинаний, поступивших от ребенка. Пусть будет минимальный успех, но это поможет развивать собственную индивидуальность ребенка в условиях совместной деятельности.

Педагог дополнительного образования      Цуканова Т.Е.



Пластилинография, как один из методов арт-терепии

Арт-терапия  это лечение искусством, а для детей это раскрытие творческого потенциала и развитие мышления. Эту терапию можно  и нужно применять для детей с отклонениями в развитии. Необходимо выделить несколько основных направлений, в которых работает арт-терапия: помощь в установлении контакта с ребенком и его контакта с окружающими людьми; налаживание взаимоотношений; общее развитие; формирование позитивного мышления.
Пластилинография  является одним из методов изобразительного творчества. Все дети любят лепить из пластилина, применяя при этом свою творческую фантазию, при этом всегда можно переделать свою поделку, в отличие от рисунка.
Руки ребенка часто бывают слабы. Поэтому пластилин должен быть мягким. Податливым в руках ребенка, чтобы он мог создать нужную форму.
Обычный пластилин легко позволяет работать в обычных техниках, например, шариковый пластилин позволяет детям делать различные поделки-аппликации, он легкий в объеме и застывает на воздухе. При работе с этим пластилином можно использовать дополнительные средства, которые будут придавать форму, легко крепиться и раскатываться по форме, как обычный пластилин.
Обычный пластилин для занятий детей могут позволить себе приобрести родители с любым материальным достатком.
Цель арт-терапии, это дать определенную задачу и варианты ее решения,  не важен способ, которым ребенок достигнет, поставленную нами задачу, важно то, чтобы ребенок сам нашел вариант для выполнения этого задания.
Задачи, которые реализуются в ходе арт-терапевтического занятия с использованием пластилина, формируют навыки в работе с объемом и плоскостью, развивает восприятие цвета, умение смешивать различные цвета, и, главное, способствует развитию мелкой моторики пальцев рук.
Существуют разные техники работы с пластилином, такие, как: аппликация, рисунок, создание барельефов и работы с дополнительными природными материалами.
Анализируя результаты деятельности работы с пластилином, видим, что эти занятия положительно влияют на развитие мелкой моторики, координации, согласованность движений пальцев рук, приобретается уверенность, точность, а пальцы становятся более пластичными и гибкими, что имеет важное значение для подготовки руки к письму.
Все это в совокупности дает детям определенный круг знаний, приобретение практических умений и навыков, что позволяет  находить свое место в окружающем его мире.

Педагог дополнительного образования           Цуканова Т.Е. 



Развитие мелкой моторики рук, посредством работы с ножницами

Продолжим разговор о мелкой моторике… Во время рисования у детей часто ломается карандаш, это зачастую говорит о проблемах с мелкой моторикой. Проблемы с  мелкой моторикой, как правило, имеют дети, у которых слабо развиты пальцы рук, ладони, локти. По этой причине ребенку трудно писать и работать с ножницами. Дети не всегда могут рассчитать давление на предмет, понять, почему ломается карандаш. В других ситуациях, как например, бросать мяч, держать стакан с водой и т.д., ребенок не всегда соотносит свои силы с действием. Эта проблема называется ПРОПРИОЦЕПЦИЯ.
ПРОПРИОЦЕПЦИЯ также является причиной неправильного формирования предложений и  плохого почерка. Если ребенок при работе с ножницами прилагает большие усилия и режет неровно, потому, что не понимает - откуда начать и как закончить, не исключено, что у него имеется такая проблема. Ослабленное зрение и плохая координация также могут быть причиной трудностей во время работы с ножницами. Это можно исправить с помощью игр и упражнений и научить пользоваться ножницами.
Материалы для вырезания могут быть разными, такие, как: заготовки из цветной бумаги, плотного картона, газеты, журналы. Чтобы заинтересовать ребенка работать с ножницами, материалы для вырезания должны быть всегда  под рукой. Хорошо работать вместе с ребенком, чтобы показать, как это делать. Из вырезанных деталей можно что-либо смастерить, пофантазировать и т.д.
Можно нарезать кусочки бумаги различной формы, делать надрезы по краю бумаги («бахрома»), это очень кропотливая работа, поэтому при работе с ножницами, ребенку понадобится ваше терпение и поддержка.
1. Упражнение «вырезаем зигзаги».
Нарисуйте фломастером или карандашом зигзаги, волны и попросите ребенка вырезать строго по линии.
2. Игра в парикмахера.
Нарисуйте шаблон прически на цветной бумаге и предложите ребенку вырезать.
Чтобы вашему ребенку было интересно работать с ножницами, предложите ему разрезать коктейльные трубочки, фольгу, цветную бумагу и т.д.
Дети очень рано проявляют интерес к ножницам, но родители боятся учить ребенка ими пользоваться, т.к. беспокоятся об их безопасности. Есть мнение, что уже с двух лет можно учить ребенка вырезать, не оставляя без присмотра. Постоянные тренировки и усложнение заданий позволит ребенку научиться в совершенстве работать ножницами.
Упражнения и игры с применением ножниц всегда  нравятся детям, а это способствует развитию мелкой моторики рук.

Педагог дополнительного образования      Цуканова Т.Е.



Как развивать мелкую мускулатуру руки ребенка

У родителей, добросовестно относящихся к воспитанию детей, возникает множество вопросов, в том числе: «Зачем ребенку нужно развивать мелкую мускулатуру руки?»

Развитие мускулатуры рук очень важно, потому что руки тесно связаны с речью и мышлением ребенка. Интеллектуальное развитие детей  тесно связано с мелкой моторикой и координацией движения рук. Ребенок, у которого хорошо развито внимание, память и связанная речь, как правило, имеет высокий уровень развития мелкой моторики и наоборот, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание, память, связная речь. Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению.
«Что способствует развитию мелкой мускулатуре рук?»
Существуют такие игры и упражнения, как разминание пальцами пластилина,  изготовление  шариков или бусинок, хлопанье в ладоши, нанизывание бусинок на нитку, завязывание узелков на веревке и шнурках, раскрашивание, рисование, работа ножницами, вязание, вышивание, шитье, конструирование из бумаги, пальчиковая гимнастика и т.д.
Для развития мелкой моторики у детей  так же существует  множество игр, например:
1. «Работа с резинкой» - между указательным и средним пальцем натянуть тонкую канцелярскую резинку. Перебирать эту резинку (как струны гитары) указательным и средним пальцами другой руки. Снимать резинку попеременно пальцами правой и левой руки (указательным, средним и т.д.).
2. «Игра с шариками» - для игры нужны разнообразные шарики, прокатить шарик по столу: подтолкнуть левой, поймать правой; держать шарик большим и указательным пальцем, большим и средним пальцем и т.д., удержать шарик согнутым пальцем.
3. «Игры с бусинками» - для игры необходимы ниточки и бусинки. Рассыпать бусинки и попросить собрать их в коробочку с маленьким отверстием. Нанизать бусинки на ниточку в определенном порядке, чередуя по цвету или величине.
4. «Игры со счетными палочками» - для игры возьмите счетные палочки и коробочки с изображением предметов. Выкладывание геометрических фигур, составление узоров, выкладывание предметов.
5. «Игры по развитию тактильной памяти».
Эти игры учат находить точные слова для определения своих ощущений, способствуют запоминанию от прикосновения к различным поверхностям.
Например, возьмем карточки с разными на ощупь поверхностями (наклеен мех, наждачная бумага, фланель (байка), целые палочки, вельвет, фольга, целлофан) и скажем ребенку, чтобы он закрыл глаза.
После чего предложим потрогать каждую карточку и сказать, на что она похожа или кого она напоминает. Здесь могут быть  совершенно разные ассоциации.
6. «Работа с мозаикой».
Можно показать ребенку различные виды мозаики  и предложить выложить разные фигуры по образцу, либо составить свой рисунок.
Игры являются показателем хорошего физического и нервно-психологического развития ребенка, развитие его руки, кисти, мелкой пальцевой моторики. Только терпение и выдержка помогут детям добиться успехов! 

Педагог дополнительного образования       Цуканова Т.Е.



Методические рекомендации родителям от педагога дополнительного образования
Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей ОВЗ

Изотерапия - это универсальный метод (используемый в целях комплексной реабилитации) работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

………И в десять лет, и семь, и пять
            Все дети любят рисовать,
            И каждый смело нарисует,
            Все, что его интересует.
            Далекий космос, ближний лес,
            Цветы, машины, сказки, пляски…….
Нетрадиционные техники рисования способствует развитию у детей мелкой моторики, пространственной ориентировки на листе бумаги, зрительному восприятию и глазомеру, усидчивости, вниманию, изобразительных навыков, наблюдательности и эмоциональной отзывчивости, а также умению видеть мир в цвете.
Одной из таких техник является - рисование ватными палочками (Пуантилизм) этот способ знакомит ребенка с различными инструментами для живописи. И это не сложная, но очень интересная техника нравится детям всех возрастов.
Этот вид рисования помогает укрепить руку для обучения письму, развивает мелкую моторику, память, творческую фантазию и интересен тем, что у всех детей рисунки получаются совершенно разные. Рисуя ватными палочками, ребенок получает необыкновенное наслаждение.
Еще одна техника нетрадиционного рисования - это рисование с помощью восковой свечи или воскового мелка. Такая техника приводит детей в восторг, она завораживает, ведь в конечном итоге, закрашивая лист акварельными красками, рисунок свечей (восковым карандашом) остается белым.
Процесс рисования интересен и увлекателен для детей. Яркость и разнообразие материалов и красок является сильным мотивационным моментом, а возможность самому краской оставить след на листке бумаги усиливает желание творить. Вместе с формированием навыков изобразительной деятельности у детей воспитывается эмоциональное отношение к миру. Если мы хотим создать достаточно прочные основы для творческой деятельности ребенка, необходимо расширять его опыт, чем больше ребенок узнает и усваивает, тем продуктивнее будет его деятельность.

Педагог дополнительного образования Цуканова Т.Е.