ПОЧЕМУ ДЕТИ БОЯТСЯ ТЕМНОТЫ И КАК СПРАВИТЬСЯ С ПРОБЛЕМОЙ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОЙ ПСИХИКИ
В основе каждого страха лежит неизвестность – людям свойственно боятся чего-то нового, неизведанного. Но у детей ко всему прочему еще и отлично развита фантазия, а «инструментами» для борьбы с боязнью они не владеют.
Обычно страх темноты проявляется в возрасте полутора-двух лет, к 3-5 годам он достигает пика, а затем постепенно затихает. Однако так происходит далеко не всегда, бывает, что боязнь остается с ребенком надолго и время от времени напоминает о себе даже после взросления. Потому так важно не оставлять без внимания ситуацию, когда малыш начал бояться и принимать меры сразу же.
ПРИЧИНЫ СТРАХА ТЕМНОТЫ
Спровоцировать страх у детей перед темнотой, помимо собственной фантазии, могут следующие факторы:
- Запугивание взрослыми. Как часто родители, бабушки и другие родственники, пытаясь «призвать к порядку» расшалившегося ребенка, запугивают его Бабой Ягой, бабайкой или другими отрицательными персонажами, которые обязательно «заберут тех, кто не слушается»! И, действуя вроде бы с благими побуждениями, наносят тем самым ребенку травму, которая может вылиться в страх темноты.
- Ребенок смотрит фильмы и передачи не по возрасту. Необязательно видеть на экране Дракулу, Фредди Крюгера или другого злодея, чтобы испытать страх, иногда для этого достаточно просмотра новостей. Убийства, стихийные бедствия, катастрофы… Взрослые могут не придавать этому значения, особенно когда телевизор работает как «фон», но дети более впечатлительны.
- Нездоровая обстановка дома. Даже если в семье не бывает скандалов с битьем посуды и драками, неблагополучие дети чувствуют всегда. И когда напряжение между взрослыми «витает в воздухе», реагируют доступными для себя способами – недомоганием без видимых причин, истериками «на пустом месте», страхами и т. д.
- Смена обстановки. Семья недавно переехала, ребенок только начал посещать детский сад или школу, родился новый член семьи или родители развелись – все это может стать причиной того, что ребенок стал бояться темноты.
- Множество ограничений или вседозволенность. И первое, и второе не дает ребенку ощущения безопасности. Когда родители слишком строги и требовательны, малыш пребывает в постоянном напряжении. А ребенок, которого поставили «во главу угла» и позволили делать все, что хочется, имеет слабое представление о порядке, режиме дня, обязанностях и прочем. В его жизни царит хаос, который он сам же и создает, и это тоже может стать причиной фобии.
-Конфликты с другими детьми. Страхи по этой причине появляются особенно часто в тех случаях, когда ребенок по каким-то причинам не делится проблемой со взрослыми и остается с ней один на один. Он вынужден сдерживать гнев, агрессию, душевную боль, и это не может не отразиться на общем эмоциональном состоянии.
- Ночные кошмары. Многим знакома ситуация, когда после пробуждения от страшного сна паника покидает не сразу, и пребывание в темноте вызывает дрожь, хочется сразу же включить свет. И дети чувствуют это намного острее, чем взрослые.
- Необходимость засыпать в одиночестве. Когда, выключив свет, мама оставляет малыша одного, он может испытывать дискомфорт, его пугают темнота и тишина. Со временем он способен привыкнуть и засыпать спокойно. Но нередко чувство одиночества, которое ребенок испытывает в эти минуты, приводит к тому, что ему становится страшно оставаться в темноте.
ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ
Если малыш начал бояться, помочь ему справиться с этим можно, соблюдая следующие рекомендации:
- Выявить и устранить причину страха. Если ребенка пугают фильмы, громкая музыка или картина на стене, нужно исключить этот фактор.
- Пересмотреть режим дня. Нередко страхи связаны с физическим и эмоциональным переутомлением, чрезмерным возбуждением нервной системы.
- Изучить с ребенком его комнату. Здесь требуется объяснить малышу, что длинные тени отбрасывают шкаф и комод, по крыше скребут ветки деревьев, а барабанит в стекло вовсе не «бабайка», а обычный дождь. Всему, что пугает ребенка, должно быть найдено объяснение.
- Следить за собственной речью и поведением. Детям передаются эмоции взрослых, и, если мама рассказывает, что «чуть не умерла от страха, возвращаясь одна домой вечером», или начинает в ужасе метаться по комнате, когда отключают электричество, неудивительно, что ребенок тоже боится темноты.
- Разработать вечерние ритуалы. Например, читать ребенку перед сном сказку, слушать приятную музыку или звуки леса. Это позволит малышу расслабиться и чувствовать себя более защищенным.
- Постепенно приучать ребенка к темноте. В этом поможет ночник с регулировкой яркости. Каждый вечер можно делать освещение чуть слабее, и со временем ребенок привыкнет к полумраку, а потом и к темноте.
- Обзавестись «защитником». Это может быть любимая игрушка или любой предмет, который поможет ребенку ощутить себя в безопасности, когда он находится один в темноте.
- Нарисовать страх. Можно вместе с ребенком сделать рисунок, где будет изображен он сам, побеждающий «монстра», то есть свой страх. Это поможет малышу почувствовать себя увереннее.
- Некоторые психологи предлагают «терапию юмором». Ребенок рисует свой страх, а затем родители помогают ему придумать какой-то элемент, который бы сделал «монстра» смешным. Например, пририсовать ему пятачок поросенка.
ЧТО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ
Чтобы не усугубить ситуацию, родителям не стоит делать следующее:
- игнорировать проблему и обесценивать переживания ребенка;
- ругать, стыдить и обзывать трусом;
- рассказывать другим о боязни малыша в насмешливом тоне;
- ставить в пример других, «смелых» детей;
- поддерживать страх («да-да, смотри, вон какие когти из-под кровати торчат»);
- закрывать ребенка в темной комнате, оставлять спать без ночника;
- кормить малыша вечером жирной пищей, играть в подвижные игры перед сном;
- разрешать смотреть по телевизору все подряд.
А также не стоит оставлять ребенка одного с людьми, которые ему не нравятся. Неизвестно, по каким причинам малыш отказывается от общения, возможно, дядя или тетя кажутся ему страшными.
Когда надо обратиться к специалисту
При грамотных действиях родителей малыши в большинстве случаев побеждают свой страх без помощи специалистов. Обращаться за профессиональной помощью надо в следующих случаях:
- боязнь темноты не исчезла к 10-летнему возрасту;
- ребенок регулярно просыпается по ночам с криками;
- чувство страха приводит к паническим атакам, появляется головокружение, жар, тошнота, немеют руки и ноги;
- внезапно начал бояться темноты ребенок школьного возраста.
А также обращение к специалисту целесообразно, когда все усилия родителей бесполезны, и победить страх малыша перед темнотой не получается.
07.11.2023г. Педагог-психолог Бельская С.А.
ЗАНЯТИЯ ПЕСКОТЕРАПИЕЙ С ДЕТЬМИ
Игры с песком привычны каждому. Кто из нас не возился с куличиками в песочнице на игровой площадке во дворе? А между тем, это не просто игры. В психологии существует специальное направление коррекционной работы с использованием песка, которое так и называется: пескотерапия. Чем она хороша для детей?
ЧТО ТАКОЕ ПЕСКОТЕРАПИЯ?
Этот метод – один из самых популярных среди многих методов арт-терапии (то есть, психологической коррекции, основанной на применении творчества, искусства), таких, как сказкотерапия, музыкотерапия и другие. Специально организованная работа с песком позволяет воздействовать на психику ребенка при помощи визуализации его комплексов, страхов, переживаний, его внутреннего мира в целом.
Метод заключается в произвольных действиях, которые ребенок производит с мелким очищенным песком, различными маленькими предметами или фигурками, а также водой. Психологами доказано, что все, изображаемое ребенком на песке или с его помощью, напрямую связано с подсознанием, а значит, проецируется в создаваемые образы. Весь накопленный негатив, все психологические зажимы, обиды или другие негативные чувства выплескиваются в этих образах.
Работа с песком может строиться в виде различных игр:
- развивающих (счет, чтение, письмо);
- фонематических (с отработкой произношения отдельных звуков);
- коррекционных (ребенок иллюстрирует, воссоздает свои переживания или страхи);
- проекционных (ребенок выбирает фигурку-себя, а затем создает вокруг нее свой мир);
- семейных (в играх участвуют также родители).
ЧТО ДАЕТ ПЕСКОТЕРАПИЯ ДЕТЯМ?
Работа с мелким сыпучим песком весьма полезна. Прежде всего, она помогает успокаиваться, снимать напряжение, расслабляться. Такие занятия учат ребенка познавать не только окружающий, внешний мир, но и свой, внутренний: учиться самоконтролю, саморегуляции, обретать уверенность в себе, повышать самооценку. Ведь в этом песочном мире он – хозяин, творец. Он властен создавать, изменять, преодолевать. Властен сделать так, чтобы конкретное добро в этом его мире (а значит — в подсознании) победило конкретное зло.
Помимо этого, игры с песком способствуют интеллектуальному развитию (тренируют логическое и образное мышление, память, сенсомоторное восприятие, речь, воображение), развивают мелкую моторику, тактильную чувствительность, координацию, глазомер, чувство пространства.
Пескотерапия – весьма действенный метод коррекции эмоционального и психического состояния детей, релаксации и саморегулирования. Поэтому заниматься ей можно не только деткам с показаниями. Песок приносит радость абсолютно всем. И родителям – в том числе. Совместные игры в домашней песочнице только укрепят моральный микроклимат семьи.
26.10.2023г. Педагог-психолог Бельская С.А.
«РЕБЕНОК С ОВЗ: РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ»
Ребенок с ОВЗ – ребенок с особенными возможностями здоровья, с особыми потребностями. Его развитие, воспитание и обучение требует особых условий. Главная задача воспитания таких детей – создать условия, способствующие максимальному раскрытию личности.
Основы воспитания
Родители должны обратить внимание:
- на обеспечение для детей равных прав на образование;
- обучение навыкам самообслуживания;
- обучение отстаиванию своего мнения.
Реабилитация детей обязательно должна проходить в условиях взаимодействия, сотрудничества родителей, образовательных учреждений, психолога, социального работника, медика.
Недопустимо ограничивать самостоятельность ребенка, выполнять за него каждое действие. Нужно поощрять самообслуживание, обучать детей даже с тяжелыми степенями умственной отсталости.
Родители и педагоги обязаны:
- создать атмосферу доброжелательности и психологической безопасности;
- успехи ребенка сравнивать только с его же достижениями, а не другими детьми;
- стараться безоценочно принимать ребенка;
- ориентироваться на сохраненные навыки, положительные личностные качества как потенциал для коррекции;
- постепенно знакомить ребенка с его реальными особенностями, развивать таланты и способности.
Среди видов деятельности выбирайте ту, что является ведущей для возраста, при этом учитывайте интересы ребенка, индивидуальные особенности ребенка и болезни. Кроме того, обязательно включите в корректирующую программу продуктивные виды деятельности, например, лепку, рисование. Творческая деятельность раскрывает потенциал личности, оказывает психотерапевтическое воздействие, развивает мелкую моторику, улучшает работу мозга.
05.10.2023г. Педагог-психолог Бельская С.А.
Рекомендации родителям по воспитанию детей с ОВЗ и особыми образовательными потребностями
1. Никогда не жалейте ребенка из за того, что он не такой, как все.
2. Дарите ребенку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
3. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.
4. Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
5. Предоставьте ребенку самостоятельность в действиях и принятии решений.
6. Следите за своей внешностью и поведением. Ребенок должен гордиться вами.
7. Не бойтесь отказать ребенку в чем-либо, если считаете его требование чрезмерным.
8. Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.
9. Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками.
10. Не отказывайтесь от встреч с друзьями, приглашайте их в гости.
11. Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
12. Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
13. Общайтесь с семьями, где есть «особые» дети. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
14. Не изводите себя упреками. В том, что у вас
больной ребенок, вы не виноваты.
15. Помните, что когда-нибудь ребенок повзрослеет и ему придется жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.
Какую помощь могут оказать родители, если в семье ребенок с ОВЗ?
Не следует на ребенка смотреть как на маленького, беспомощного. Не рекомендуется постоянно опекать, например, собирать ему в школу портфель, контролировать каждое действие ребенка при выполнении домашних заданий. Не подчиняйте всю жизнь в семье ребенку: за него делать все, включая и то, что без особого труда смог бы сделать он сам. Такая гиперопека детям очень вредна. Именно в простых видах деятельностях, элементарных навыках самообслуживания и самоконтроля развиваются такие качества, как уверенность в себе, чувство ответственности, самостоятельность. Конечно, контроль необходим, но его необходимо организовывать не "над", а "рядом". Не предъявлять завышенные требования к ребенку. Перегрузка, особенно интеллектуальная, влечет за собой не только снижение работоспособности, заторможенности в понимании ситуации, но может проявиться агрессия, срывы в поведении, резкие перепады настроения. Завышенные требования приводят к тому, что, берясь за непосильное для себя дело, ребенок не может его выполнить, начинает нервничать, теряет веру в свои силы. Для того, чтобы сохранить работоспособность такого ребенка, не нанесите учебной нагрузкой дополнительного вреда его здоровью, внимательно отнеситесь к организации его труда и отдыха. Психологи и врачи утверждают, что перерывы во время выполнения домашнего задания крайне необходимы. Самооценка ребенка во многом зависит от оценки окружающих его людей. Важно, что бы ребенок верил в свои силы, испытывал состояние комфорта, защищенности, позитивного мировосприятия и интереса. Для формирования этой стороны психики ребенка с ОВЗ очень большое значение имеет общение. Например, задайте своему ребенку вопросы о том, что он нового узнал на уроках. Есть вопрос – есть работа мысли. Есть мысль – активизируется память. Познавательная активность, стремление к умственному труду формируются сначала на легком, доступном ребенку и в то же время интересном материале. Заинтересованность и успех не только пробуждают в ребенке веру в свои силы, снимают напряженность, но и способствуют поддержанию активного, комфортного состояния.
22.05.2023г. Педагог-психолог Бельская С.А.
Совет психолога: как помочь ребенку приобрести уверенность в себе.
Неуверенность в себе - это сомнение в себе, своих возможностях, качествах,
способностях. Если ребенок чувствует себя неуверенным, это сказывается на его
общении со сверстниками, учебной деятельности, самочувствии. Неуверенность у
ребенка может появляться по разным причинам. Но если вы заметили, что ваш малыш
чувствует себя менее уверенно, чем обычно, следует разобраться, почему это
происходит. А так же поработать над тем, чтобы ребенок стал более уверенным.
Причины появления неуверенности:
-
Если взрослые, окружающие детей, постоянно транслируют своим поведением
неуверенность в том, что дети справятся с какими-то своими обязанностями или
новыми для него делами.
-
Акцент на неудачах и игнорирование даже маленьких достижений , может послужить
развитием у ребенка такого качества как неуверенность.
-
Если взрослые все делают за ребенка, и у него нет возможности проявить
самостоятельность, то постепенно он теряет уверенность в своих силах.
-
Если у ребенка был опыт неудач в общении. Неудачный опыт коммуникации
закрепился в памяти и теперь влияет на уверенность ребенка в себе.
Признаки неуверенности у детей:
-
Ребенок не сразу отвечает, если у него что -то спрашивают, а когда отвечает,
говорит тихо и невнятно;
-
Грызет ногти, теребит волосы, одежду;
-
Старается не говорить с другими;
-
Часто отвечает "Не знаю", даже если точно знает ответ на вопрос;
-
Считает, что над ним все время подшучивают другие дети, перешептываются у него
за спиной;
-
Старается не участвовать в новых для него активностях, особенно там, где
приходится контактировать с новыми людьми;
-
Часто меняет собственное мнение под воздействием мнения других детей или
взрослых;
-
Предпочитает проводить свободное время в одиночестве;
-
Сутулится, старается по возможности быть незаметным.
Как справиться с неуверенностью ребенка:
-
по возможности делегируйте ему новые дела и обязанности. Поддерживайте ,
убеждайте в том, что он справится;
-
почаще хвалите, даже за незначительные успехи;
-
делайте комплименты. Отмечайте все положительное в его внешнем виде, характере,
поведении;
-
поддерживайте своего малыша, даже если у него что-то не получается;
-
трезво оценивайте возможности ребенка и требуйте результатов только в
соответствии с ними;
-
развивайте коммуникативные способности вашего ребенка;
-
найдите талант вашего ребенка и по возможности развивайте его.
Главное помнить, что неуверенность в себе, это качество приобретенное, а значит и избавиться от него вполне
возможно. Качества уверенности в себе можно развить обычной тренировкой.
Главное заниматься их развитием регулярно.
Педагог- психолог Кротова Л.В.
Что делать если ребенок что-либо украл?
Дети часто преподносят
родителям различные «сюрпризы».
Допустим, ваш ребенок у
кого-то что-то тайно взял (украл) и вы не знаете что делать. Как правильно
поговорить с ребенком? Что ему сказать, чтобы такого больше никогда не
повторилось?
Если такая ситуация все
же произошла, прежде всего следует разобраться с мотивами, которые подтолкнули
вашего ребенка на этот поступок. Возможные мотивы будут зависеть от возраста
ребенка.
Например, к дошкольникам такой термин как
«воровство» вообще не применим, так как зачастую осознать то, что
совершили плохой поступок, дошколята еще не могут. Это происходит потому,
что мир их фантазий и реальный мир еще плохо ими разделены.Что касается подростков, то, несмотря на то,
что они уже могут более полно оценивать свои поступки и их последствия, за
действием кражи могут стоять совершенно иные мотивы, такие, как:
- завоевать авторитет
среди сверстников;
- нежелание отбиваться
от коллектива;
- привлечь внимание
и т. д.
По статистике,
большинство подростков совершают противоправные действия не менее одного раза,
и большей части из них это не мешает в дальнейшем стать добропорядочными и
законопослушными взрослыми людьми. Иногда они совершают противоправные действия
в силу своих возрастных особенностей, и не особенно задумываются о
последствиях.
Что
делать, если случилось так, что ваш ребенок или подросток взял чужое?
1. Если это случилось
первый раз, не стоит кричать и применять силу. Это может нарушить ваш контакт с
ребенком, а в данной ситуации очень важно, чтобы ребенок от вас не закрылся.
Если вы, не разбираясь в ситуации, просто сильно накажете ребенка, он просто
станет хитрее и изворотливее и, скорее всего, продолжит заниматься воровством
дальше, стараясь, чтобы вы об этом больше не узнали.
2. Для того, чтобы
ребенок понял и осознал серьезность своего проступка, важно, чтобы он
почувствовал всю силу последствий
своих действий. И тут совершенно не нужно искусственное наказание. Вам необходимо настоять на том, чтобы
ребенок вернул вещь ее законному хозяину.
Ощущение стыда, которое ребенок при этом испытает, станет отличной «прививкой »
от повторения подобных поступков.
3. Не делайте случившееся достоянием
общественности. Не стоит рассказывать всем родственникам и друзьям о
случившемся. Если ребенок привыкнет
к тому, что все вокруг разговаривают о том, что он может взять без спроса
чужое, постепенно на подсознательном уровне, подобные поступки могут стать для него нормой.
«Раз все вокруг
говорят, что я вор, значит то, что я беру чужое ни для кого не секрет и
является допустимым поведением». Именно таким образом для ребенка
становятся нормой асоциальные поступки.
4. Если ребенок никак
не сознается в краже, не стремитесь добиться от него правды любой ценой, это
все равно не поможет. Будьте на стороне ребенка: если вы не уверены полностью в
его причастности, остается надежда на то, что ваш ребенок действительно не
виновен. В любом случае до последнего будьте на стороне ребенка. Он это
запомнит, и в дальнейшем, в тяжелых ситуациях, всегда будет обращаться к
вам за помощью.
А если же вы точно
знаете, что ваш ребенок виноват и не признается, не выбивайте признание.
Скажите, что вы точно знаете. Приведите факты, не ждите оправданий. Объясните,
что его поступок вас очень расстраивает. Будьте спокойны, придерживайтесь
фактов, избегайте оценок: не сам
ребенок плохой, а только его поступок.
Любите своего ребенка,
доверительный разговор поможет решить проблему куда более эффективно, чем
крики, нотации, наказания.
Педагог-психолог Кротова Л.В.
Совет психолога:
Периодически дети не хотят выполнять домашнее задание. Они редко отказываются прямо, скорее просто саботируют процесс выполнения домашнего задания всеми известными им способами, а именно: они забывают записать задание в дневник, объяснения учителя по выполнению того или иного задания. Придя домой из школы, ребенок расслабляется, а ему нужно сделать массу дел: сходить погулять, поговорить по телефону с другом, посидеть за компьютером и т.д. и т.п. Ребенок начинает «увиливать от выполнения домашнего задания».
Если все же вам удается
усадить его за стол, он тут же начинает тут же хотеть есть, пить, в туалет, а
сосредоточиться на выполнении заданий становится для него просто непосильной задачей.
И младшие и старшие
школьники любят откладывать выполнение домашней работы на последний момент,
потом делают ее кое- как или не делают вовсе. Подобная ситуация знакома
большинству родителей. Многие задаются вопросом: "А как повлиять на
ребенка и изменить его отношение к урокам?...."
Прежде всего,
перестаньте воевать и ссориться с детьми. Давайте сменим тактику. Дело в том,
что ваш школьник вовсе не обязательно ленивый и безответственный.
До определенного
возраста некоторые отделы в головном мозге ребенка, которые отвечают за
самоконтроль и планирование деятельности, еще не сформированы полностью. Только
к 20 годам в мозгу человека полностью заканчиваются процессы формирования этих
отделов. А пока ваш ребенок не может контролировать свои действия на уровне
взрослого человека и нуждается в дополнительном контроле с вашей стороны.
Зная эту особенность,
вам не стоит требовать от ребенка, чтобы он сам приходил со школы и садился за
выполнение домашнего задания, далее делал необходимые домашние дела и потом уже
занимался своими делами. Он на это не способен. Он отвлекается на телевизор,
компьютер, друзей и т. д. и искренне верит, что еще «5 - 10 минуточек» и он
сядет за уроки. Эти «5 - 10 минуточек» могут растянуться на часы, а ребенок
потом будет стаять в растерянности перед мамой и недоумевать, почему его
ругают, он же хотел садиться за уроки, он не отказывался их делать. Ребенку
сложно даже следовать четкому плану, который для него составила мама, а если
план выглядит как: "к моему приходу сделай уроки и пропылесось пол",
скорее всего, он этого не сделает.
Чтобы ребенку легче
было выполнять свои обязанности нужно придерживаться следующего плана:
- Составьте вместе с
ребенком график дел на неделю (подробно и по часам);
- Повесьте этот график
на видное место;
- Подробно обсудите,
зачем необходимо сделать те или иные дела из списка;
- Объясняете ребенку,
что будет, если он этого не сделает. Например: "Если ты не будешь помогать
мне в течение недели с домашними делами, мне придется заниматься ими на
выходных, и мы не сможем вместе поехать в кино как планировали."
Или: "Если ты
будешь откладывать выполнение домашних заданий на последний момент или даже не
делать некоторые из них, то в выходные тебе придется делать все, что ты не
успел и ты не сможешь погулять с друзьями."
- Помогайте школьнику в
выполнении намеченного плана с помощью ненавязчивого напоминания и контроля. То
есть напоминайте ему, что у него по плану перед началом каждого дела,
спрашивайте, приступает ли он в данный момент к выполнению намеченного. Если
нет, то уточняйте почему, и если причина неуважительная, напоминайте о
последствиях.
То есть вы теперь не
заставляете ребенка следовать плану и делать необходимые дела, а просто
напоминаете и даете свободу, прислушаться к вам или сделать все по- своему.
Если ребенок не следует плану, пусть с последствиями разбирается
самостоятельно. То есть, например: если он весь день смотрел телевизор и не
сделал уроки, а так же не выполнил домашние дела, вы не ругаете его, не
садитесь за него срочно делать домашнюю работу, а даете ему понять, какие
последствия будут у его действий. Пусть идет в школу с невыученными уроками и
получает 2. Ему придется ее исправлять, не вам. Дайте ему это понять.
Постепенно он поймет,
что на выходных ему приходится заниматься делами вместо развлечений, но не
потому, что вы его наказали, а потому, что он не сделал все во время.
За невыполнением
обязанностей ребенком должно следовать не наказание от родителей, а естественно
вытекающие из невыполнения дел неприятности и проблемы. Если школьник четко
будет знать, что с этими трудностями ему придется справляться самостоятельно, у
него постепенно сформируется привычка делать все во время.
Педагог-психолог Кротова Л.В.
Кибернезависимость или профилактика детской компьютерной и интернет-зависимости.
В настоящее время
появилось такое понятие как информационная гигиена. Это раздел медицинской
науки, который изучает закономерности влияния информации на состояние
психического, физического и социального благополучия человека. Так как сегодня
любой ребенок имеет доступ практически к любой информации, соблюдать правила
информационной гигиены как никогда актуально как для детей, так и для взрослых.
Конечно развитие
информационных технологий имеет как свои плюсы, так и минусы. Современные
подростки проводят практически все свое свободное время в интернете. Не смотря
на то, что современные информационные технологии позволяют осваивать новые
знания, развивать свои интеллектуальные и физические способности, дети чаще
всего проводят время в сети просто общаясь в социальных сетях или играя в
онлайн игры. В следствие этого родители все чаще начинают бить тревогу. Так как
их ребенок проводит все свободное время не расставаясь с гаджетами, находясь в
интернете. И эта тревога во многом обоснована. Интернет дает доступ к любой
информации, при этом зачастую родители даже не знают, чем именно занят
подросток в сети, какой информацией интересуется, с кем общается.
Но не смотря на
существующую опасность, полностью отказываться от информационных технологий и
гаджетов все же не стоит. Ведь, кроме опасной и бесполезной информации в сети
есть большое количество бесплатных обучающих курсов, видеороликов, все это дает
возможность осваивать новые навыки, востребованные на современном
профессиональном рынке. В следствие этого первостепенной задачей родителей
становится не столько ограждение детей и подростков от гаджетов и
информационных технологий, сколько ориентировка их на полезное использование
этих возможностей и выработка иммунитета к бесполезному и опасному контенту.
Запомните родитель
имеет право контролировать деятельность ребенка в интернете. Это не нарушение
личного пространства, а забота и ответственное выполнение своих родительских
обязанностей.
Конечно осуществлять
контроль следует по возможности мягко и ненавязчиво:
- постарайтесь
расспросить его о том, чем он увлекается, интересуется, с кем общается в сети;
- посетите те же группы
и сообщества в социальных сетях, которые ему нравятся, в которых он состоит;
- установите на
компьютер и мобильные устройства программу родительского контроля;
- контролируйте время
проведенное в интернете. Это так же можно сделать с помощью программ
родительского контроля. Эти программы позволяют установить временной диапазон в
который можно выходить в сеть. Так же программы родительского контроля
заблокируют все потенциально опасные сайты на которые случайно или намерено
может попасть подросток;
- следите, чтобы досуг
детей был интересным, увлекательным и разнообразным;
- на собственном
примере показывайте, что реальная жизнь и общение, намного интереснее
виртуальной. Если вы ограничиваете время проведенное ребенком в сети, то и сами
не просиживайте весь день в интернете, иначе ваш ребенок посчитает подобное
поведение несправедливым и будет бунтовать против новых правил.
Важно помнить: вы
имеете полное право контролировать и направлять детей и подростков в
информационном пространстве, точно так же как вы бы контролировали и направляли
ребенка в его общении с незнакомыми людьми на улице. Используйте плюсы, которые
дают информационные технологии, и гаджеты. Не отказывайтесь от новых
возможностей, которые они нам дают, но при этом соблюдайте информационную
гигиену сами и учите правилам информационной гигиены ваших детей.
Педагог- психолог Кротова Л.В.
Совет психолога родителям детей с ОВЗ или как преодолеть трудности в обучении.
Чтобы
преодолеть трудности, которые возникают во время учебного процесса, следует
помнить о следующем:
- Если ваш ребенок
обучается медленнее других детей, то это обусловлено не его нежеланием, или
отсутствием старания, а его индивидуальными особенностями;
- Поддерживайте его и
отмечайте даже небольшие успехи. Хвалите за приложенные усилия, а не за
результат;
- Не забывайте уделять
время себе и отдыхать, это позволит сохранить терпение и самообладание при
общении с детьми длительное время;
- Не забывайте развивать
уверенность в собственных силах и самостоятельность вашего ребенка;
- Поддерживайте контакт с
ребенком, выслушивайте его, принимайте во внимание его мнение;
- Если ребенку нужно
усвоить сложный для него материал, то следует разбить работу на несколько
частей. После выполнения каждой части, хвалите ребенка и вознаграждайте чем-то
приятным для него. Например, дайте возможность ему 10-15 минут отдохнуть и
позаниматься любимым делом;
- Следите за тем, чтобы у
ваших детей не было страха ошибки, они должны знать, что без ошибок не бывает
результатов. И сама по себе ошибка не страшна. Важно проанализировать
положительный или отрицательный опыт ошибки и попробовать заново, это добавит
вашему малышу уверенности в собственных силах , и он не будет бояться осваивать
новые виды деятельности;
- Разработайте график
занятий с учетом возможностей ребенка и чередуйте деятельность, не перегружая
его;
- Позволяйте ему
самостоятельно принимать некоторые решения. Не думайте за него, а давайте
выбрать: с какого предмета или упражнения он хочет приступить к выполнению
домашнего задания;
- Задавая вопрос ребенку, всегда
давайте ему время на обдумывание ответа и не ставьте его «в ситуацию
неожиданного вопроса»;
- Если вы хотите, чтобы
ваш сын или дочь лучше и быстрее усваивали новую информацию, важно
активизировать работу всех анализаторов: зрительного, двигательного,
кинестетического и слухового;
- Если ребенок неправильно
ответил на вопрос, то не требуйте от него незамедлительного ответа. Лучше
объясните ему еще раз этот же материал, дайте время на обдумывание и только
потом задавайте вопрос снова;
- Важно не сравнивать
вашего малыша с другими детьми. Он должен чувствовать, что вы, безусловно, его
принимаете и любите вне зависимости от его успехов или неудач;
- Во время обучающих
занятий лучше избегать приказов, давая задания.
Говорите спокойным, ровным
голосом и просите выполнить задание вежливо, это позволит ребенку чувствовать
себя более спокойно и показывать лучшие результаты;
- Сложность занятий должна
возрастать постепенно, а длительность должна соответствовать возможностям
детей;
- Посещайте специалистов
для того, чтобы вместе планировать программу развития ребенка. А так же, если
вам показалось, что ребенок стал хуже усваивать информацию и стал чаще
отказываться от учебной деятельности.
Специалисты,
такие как неврологи, психологи, коррекционные педагоги помогут вам подобрать
подходящую именно для вашего ребенка программу обучения, в соответствии с его
возможностями.
Педагог- психолог ОРД Кротова Л.В.
Совет психолога родителям детей с ДЦП.
Что такое детский церебральный паралич (ДЦП)?
Детские церебральные параличи (ДЦП) - это термин обозначающий группу хронических двигательных нарушений, которые являются не прогрессирующими и вторичными по отношению к поражению или аномалиям головного мозга. Часто это повреждение или аномалия головного мозга возникает и развивается в перинатальном периоде развития ребёнка. ДЦП не является наследственным заболеванием.
Причины ДЦП
Детский церебральный
паралич может появиться по ряду причин. Эти причины могут оказывать негативное
воздействие на развитие ребенка, как во время беременности, так и во время
родов, а так же впервые недели жизни ребенка.
Основными
причинами являются:
- если был нарушен
процесс развития коры головного мозга плода во время беременности из-за
различных негативных факторов;
- если во время
беременности плод испытывал недостаток кислорода по тем или иным причинам;
- развитие различных
поражений головного мозга плода во время беременности под воздействием
различных внешних и внутренних факторов;
- различные
внутриутробные инфекции, чаще всего герпес-вирусные инфекции;
- несовместимость крови
плода и матери;
- травмы, вызывающие
поражение головного мозга ребенка во время рождения и после рождения;
- инфекционные
поражение головного мозга ребенка после рождения;
- токсические поражения
головного мозга ребенка после рождения;
- в результате
врачебной ошибки при родах.
К сожалению, не всегда
есть возможность определить главную причину, которая вызвала ДЦП в каждом
конкретном случае.
Рекомендации психолога для родителей детей с ДЦП
Уважаемые родители, осознание
того, что ваш ребёнок имеет диагноз ДЦП, часто протекает тяжело. Несмотря на
это, вам следует объединиться со всеми близкими людьми, которые будут вместе с
вами заботиться о ребенке, и выработать общую стратегию дальнейших действий. А
так же следует посетить всех необходимых специалистов и разработать совместно с
ними программу развития и обучения вашего малыша. Не стоит тратить время и силы
на обвинения себя, врачей, близких, обстоятельства в случившемся. Чем быстрее
вы примете проблему и начнете с ней работать, тем больше вы сможете сделать для
вашего ребенка, который очень нуждается в вашей поддержке.
Вам
важно помнить, что, несмотря на диагноз, нужно:
- развивать в ребенке
самостоятельность;
- избегать гиперопеки;
- не изолировать от
других людей,а способствовать общению вашего ребенка с другими детьми;
- стараться максимально
способствовать развитию эмоционально-волевой сферы вашего ребенка,
способствовать его социализации.
Поддерживайте вашего
ребенка и всячески помогайте ему адаптироваться в обществе. По возможности не
отказывайтесь от посещения детского сада и школы. Все это поможет избежать
депрессий у вашего ребенка по мере его взросления.
Основные
правила родительского взаимодействия с ребенком:
- Развивайте
самостоятельность. Помогайте вашему ребенку осваивать различные
навыки. Не делайте вместо него, но делайте вместе с ним. Постепенно идите к
тому, чтобы ребенок учился справляться с некоторыми заданиями и делами без вас.
Да ему будет тяжело. Да вам будет тяжело наблюдать за его неудачными попытками.
Но постепенно у него начнет получаться. Делайте вместе с ним, показывайте много
раз, поощряйте стремление к самостоятельности. Имейте терпение и увидите, как
ваш ребенок приобретает все больше и больше полезных навыков.
- Проводите
систематические занятия. В занятиях с ребенком следует идти от простого к
сложному. Сложность заданий увеличивайте постепенно. Придерживайте плана
развития разработанного совместно со специалистами педагогами, врачами,
логопедами, психологами и т.д. Не пропускайте занятия, не опускайте руки, даже
если вы не видите явного результата. Тут очень важно терпение и постепенно
результат появится.
- Стимулируйте
компенсацию особенности ребенка. Для этого необходимо направить все силы на
развитее коммуникабельности, развивать у ребенка широту взглядов и интересов,
учить общаться с другими людьми. Развивать остроумие, обаяние, уверенность в
себе и своих силах. Стимулировать ребенка приобретать как можно больше знаний и
навыков в сферах, которые ему интересны. Все это поможет в будущем ребенку
найти свое место в жизни и успешно социализироваться.
- Не отрицайте
особенности вашего ребенка. Важно не отрицать особенности вашего
ребенка, а принимать их. Если вы отрицаете, особенности вашего ребенка это
может вызвать нарушения в развитии личностной сферы, он может начать себя
чувствовать беспомощным и ни на что не способным. Поэтому следует заботиться о
гармоничном развитии личности ребенка, учитывая и принимая его особенности и
возможности.
Педагог-психолог Кротова Л.В.
Общие рекомендации психолога для родителей детей с ОВЗ.
Родители ребёнка с ОВЗ
претерпевают большое количество трудностей и переживаний. Часто обвиняют в
проблемах ребёнка себя, друг друга, обстоятельства. Ищут чудодейственные
средства, которые помогут изменить ситуацию. Все это отвлекает от главного -
ребёнка. Нужно помнить, что такому ребёнку нужно очень много вашей энергии, сил
и участия. Поэтому чем быстрее вы примете ситуацию и начнёте строить единую
программу развития ребенка вместе со специалистами и придерживаться ее, тем
лучше и для вас и для малыша.
Дети ОВЗ имеют свои
ресурсы и таланты. Важно обнаружить их как можно раньше и начать развивать. Для
того чтобы быстрее раскрыть склонности, интересы, таланты, скрытые ресурсы и
предрасположенности вашего ребёнка нужно чтобы его игровая, развивающая и
обучающая деятельность была очень разнообразной. Занимайтесь творчеством,
арт-терапией, лепкой, рисованием, пением, рукоделием, поощряйте любую
деятельность, к которой ребенок проявляет стойкий интерес. Стимулируйте интерес
к новым видам деятельности, которые интересуют ребенка. Кроме творчества можно
осваивать другие интересные занятия, например, сочинять вместе интересные
истории, потом стимулировать ребенка писать сказки, рассказы, стихи. Учите
ребенка фотографировать, монтировать видео, осваивать различные компьютерные
программы, если у него есть к этому склонность. Конечно, все эти занятия я
привожу для примера, следует выбирать то, что больше всего подходит именно
вашему ребенку, опираясь на его индивидуальные особенности, склонности и
интересы. Самое главное стараться максимально раскрыть перед ребёнком мир во
всем его многообразии. И начинать это делать следует с самого маленького
возраста. Все это поможет вашему ребенку найти себя в этом мире, социализироваться
и чувствовать себя комфортно.
Так же для максимальной
социализации вашего ребёнка важно поощрять его общение со сверстниками и вообще
с окружающими людьми. По возможности посещайте различные мероприятия, выставки,
просто гуляйте, приглашайте детей сверстников в гости, всячески вовлекайте
вашего ребенка в общение с окружающими. При этом важно помнить, что дети
воспринимают себя через мамины и папины глаза. То есть как мама и папа его
видят и воспринимают его, таким и ребенок себя видит и воспринимает, особенно в
раннем возрасте. Если родители излишне опекают, оберегают ребенка, считают его
ни на что не способным, то и ребенок боится что-то делать, не верит в свои
силы, не проявляет склонности к самостоятельным поступкам. Если родители его
все время жалеют, то и ребенок воспринимает себя через их глаза, начинает надеяться на поблажки, воспринимает жалость к себе
от окружающих как должное.
Важно относится к
ребёнку с любовью и вниманием, но без лишнего сюсюканья и поблажек. Вовлекать в
домашнюю деятельность, прививать навыки самообслуживания. Конечно, всё это
стоит делать с учетом личных особенностей ребёнка, показывать, как делать то
или иное дело. Много раз делать что-то вместе. Следить за тем, чтобы ребёнок не
переутомлялся, подбирать только те дела, которые ему по силам. Начинать нужно с
легких дел, затем плавно их усложнять. Хвалить и благодарить за сделанные дела.
Пусть у ребенка будет определенный круг обязанностей. Даже если это будут
совершенно простые дела, они будут благоприятно влиять на общий эмоциональный
фон ребенка, развивать самостоятельность и веру в свои силы, повышать
уверенность в себе. Все это в свою очередь поможет ребенку в его дальнейшей
жизни, облегчит социализацию.
Так же важно помнить,
что ребенок с ОВЗ, развивается в соответствии с возрастными периодами, проходит
все этапы, в том числе и кризисы. Кризисы такой ребенок чаще всего
проживает очень ярко и тяжело. К этому нужно быть морально готовыми. А так же
не стесняться обращаться к психологу, не только по вопросам развития ребенка,
но и для того чтобы восстановить ресурс, который необходим родителям для
воспитания и обучения ребенка. Ребенок с ОВЗ требует от родителей быть
все время в тонусе, быть позитивными, активными, терпеливыми, ответственными,
соблюдать режим дня ребенка и при этом уделять время остальным членам семьи и
себе. Конечно, родители периодически могут находиться в состоянии
эмоционального выгорания. Психолог в этот момент поможет родителям подобрать
оптимальные методы и способы взаимодействия с ребёнком, с семьей, поддержит и
поможет восстановить ресурс, правильно распределить силы.
Вообще родителям детей
с ОВЗ важно взаимодействовать со специалистами: педагогами, врачами
неврологами, логопедами, дефектологами с самого начала. У всех специалистов,
которые работают с ребёнком, должна быть единая картина работы и план развития.
Специалисты и родители должны работать вместе как единая команда. Ищите
специалистов, которые подходят именно вашему ребенку и способствуют
гармоничному и всестороннему его развитию и обучению. Верьте в себя, верьте
друг в друга, будьте одной командой. Ищите единомышленников, обменивайтесь
опытом, не замыкайтесь в себе и не давайте этого сделать вашему ребенку.
Окружайте себя и ребенка маленькими радостями. Например, красиво сервированный
стол, неспешная прогулка в красивом парке, вечер классической музыки при свечах
и др., дайте волю фантазии. Позитивные эмоции благоприятно повлияют и на вас и
на ребенка. И помните, что ваш ребенок уникальный и любимый вами. Верьте в него
и не бойтесь обращаться за поддержкой.
Педагог-психолог Кротова Л.В.
Совет
психолога
Что такое ЗПР и как проявляется?
ЗПР - это задержка психического развития детей, чаще всего проявляется в возрасте 5-6 лет. Выражается в нестойкости эмоционально-волевой сферы, быстрой истощаемости, сниженном внимании, низкой работоспособности. Кроме того, высшие психические функции, такие как опосредованное и произвольное запоминание, обобщающие функции образного и логического мышления, развиваются и формируются не в том темпе как следует.
Часто задержку
психического развития путают с умственной отсталостью, но это принципиально
разные понятия.
В случае умственной
отсталости нарушены мыслительные функции.
Ребенок, страдающий
умственной отсталостью, не может нормально анализировать, обобщать, сравнивать.
А у ребенка с задержкой психического развития страдает интеллектуальная сфера,
это выражается в невнимательности, плохой памяти, повышенном игровом интересе.
Ребенок отказывается от деятельности, которая ему неинтересна.
В самом раннем возрасте
болезнь, как правило, не проявляется, она может возникать от различных факторов
и подразделяется на разные виды.
ЗПР может возникнуть по
биологическим и социальным причинам.
Биологические
причины возникновения ЗПР:
- формируется во время
беременности, из-за инфекционной болезни матери или других неблагоприятных
факторов;
- передается по
наследству;
- ребенок родился
недоношенным;
- в результате травм
при родах.
Социальные
причины возникновения ЗПР:
- неблагополучная
семья;
- ребенку уделяют мало
времени.
Основные
виды ЗПР:
- конституциональная форма болезни определяется наследственностью.
Имеет не только психическую, но и физиологическую природу. При хорошем
педагогическом воздействии имеет благоприятные прогнозы. Характеризуется слабой
эмоционально-волевой сферой. Дети отказываются делать то, что не представляет
для них игрового интереса. При этом часто бывают в хорошем настроении, имеют
легкий и приятный характер;
- соматогенная задержка - причиной являются перенесенные заболевания,
оказывающие пагубное влияние на развитие мозга. Такие дети часто испытывают
головные боли, им характерно отсутствие аппетита. Быстро утомляются, не
проявляют инициативы, испытывают трудности при взаимодействии с коллективом. Им
требуется постоянная педагогическая поддержка;
- психогенная форма возникает из-за неблагоприятных
социально-психологических факторов. Если негативное воздействие не устранить
мозговая дисфункция будет все более усиливаться. При устранении неблагоприятных
факторов и хорошей психолого-педагогической поддержке ребенка можно полностью
устранить нарушения.
Советы
родителям детей с задержкой психического развития:
- необходимо постоянно
поддерживать у ребенка уверенность в своих силах;
- не следует
акцентировать внимание на недостатках ребенка;
- необходимо всегда
давать ребенку некоторое время на обдумывание, не требовать от него немедленных
ответов;
- в момент выполнения
задания не следует отвлекать ребенка;
- важно дробить
инструкцию на части и давать ребенку по порядку, по мере выполнения задания;
- стараться
использовать картинки, игрушки и другие зрительные образы при объяснении
нового материала;
- при запоминании
стараться, чтобы дети не только проговаривали материал, но и наблюдали
зрительные образы, совершали двигательную активность.
Это
усиливает запоминание:
- важно создавать для
ребенка максимально спокойную и комфортную обстановку;
- важно в процессе
обучения использовать различные дидактические игры, стараться максимально их
разнообразить;
- контроль над
выполнением задания нужно осуществлять очень мягко и ненавязчиво.
При
правильно разработанной коррекционной программе, систематическом ей следовании,
благоприятном психологическом климате в семье, всесторонней поддержке ребенка
ЗПР можно преодолеть или существенно снизить и приблизить к норме.
Педагог-психолог Кротова Л.В.
Совет
психолога
Что такое СДВГ
СДВГ – синдром дефицита
внимания и гиперактивности. В основе этого синдрома лежит выработка веществ, с
помощью которых по нейронным цепям передается информация.
Выработка этих веществ
происходит волнообразно и побуждает проявлять реакцию, не соответствующую
ситуации. Происходит это в зонах мозга, ответственных за удержание внимания и
принятия решений. Дети, которым поставили диагноз СДВГ не могут долго
удерживать внимание, выполнять однообразную деятельность, они испытывают
проблемы с принятием решения, их поведение часто может не соответствовать
возрастным нормам и социальным правилам.
СДВГ проявляется в
детском возрасте, чаще всего у мальчиков и в возрасте старше 4 лет. Это
расстройство проявляется характерным поведением. К детям с СДВГ требуется
индивидуальный подход, как со стороны родителей, так и со стороны педагогов. С
детьми, у которых наблюдается синдром дефицита внимания и гиперактивности,
необходимо проводить коррекционную работу.
СДВГ проявляется в
детском возрасте. Синдром сохраняется на долгие годы, затрудняя процесс
обучения и социализации ребенка.
Как проявляется СДВГ:
- Ребенок не может
играть в игры и выполнять деятельность, требующую концентрации внимания. В
процессе игры возникают сложности с выполнением определенных заранее правил.
- Ребенку тяжело
выполнять одно действие. Он постоянно переключается от одного действия к
другому. Очень быстро теряет интерес к занятиям, игрушкам. Не усидчив, проблемы
с вниманием, очень забывчив и рассеян.
- Ребенок часто
игнорирует нормы поведения. Имеет сложности с принятием решений.
Если подобные
проявления проявляться более 6 месяцев, сохраняются в любых ситуациях и не
зависят от окружения, а ребенку менее 12 лет, то есть вероятность что у ребенка
СДВГ.
Если ребенку нет 4 лет,
то подобные отклонения, которые возникают в его поведении, принято
считать поведенческими реакциями, которые не требуют специфического лечения и
поддаются коррекции.
Если же ребенку больше
4 лет и вы систематически замечаете у него вышеперечисленные симптомы на
детской площадке, дома, в детском саду или в школе, а так же в кружках и просто
при общении с детьми, возможно у вашего ребенка СДВГ. Не следует пугаться, так
как при правильном подходе можно очень облегчить жизнь и ребенку с СДВГ и его
родителям.
Для начала следует
посетить невролога, при необходимости он назначит медикаментозное лечение,
которого не следует пугаться. Оно направлено на то, чтобы урегулировать
выработку нейромедиаторов и поддерживать их уровень стабильным.
Так же детям необходима
работа с психологом. Психолог поможет подобрать действенный подход для
взаимодействия с ребенком с СДВГ, подберет коррекционную программу, чаще всего
для работы с такими детьми применяют прикладной анализ поведения.
Важно помнить, что не у
всех активных и невнимательных детей СДВГ. Этот диагноз может поставить только
специалист. Если у вас есть подозрения, что у вашего ребенка СДВГ, обязательно
обратитесь к специалистам и убедитесь в том, что это не просто подозрения и
только после точно поставленного диагноза начинайте коррекционную работу.
Если вашему ребенку поставили диагноз СДВГ,
что делать?
-
Прежде всего, запастись терпением. Важно запомнить: на детей не действуют
телесные наказания. Вообще, они только усугубляют их поведение. Ругать, читать
нотации, категорично запрещать, как правило, тоже нет смысла. Важно понять, что
дети с СДВГ ведут себя так не специально, а просто потому, что по-другому не
могут. Кроме того они обладают повышенной чувствительностью к положительным
стимулам, но имеют очень высокий порог к отрицательным. То есть слова «нельзя»,
«нет», «не делай это», «я тебе это запрещаю» на них практически не действуют.
Скорее всего, они еще и начнут оспаривать ваш авторитет при попытке
воздействовать на них через отрицательные подкрепления.
Поэтому важно
запомнить: при взаимодействии с ребенком мы забываем об отрицательных
подкреплениях (это любые наказания за неподобающее поведение, крик, ругань,
штрафные санкции и прочее) и используем только положительные подкрепления
(похвала, вознаграждение, это может быть игрушка, конфета, совместная прогулка
или игра, что-то, что любит ваш ребенок). То есть вы должны концентрироваться
не на плохом поведении ребенка, а на хорошем и вознаграждать его за любые
улучшения.
Так же ребенку очень
важно четко соблюдать режим дня. Вы должны сесть и совместно с ребенком
разработать распорядок дня, который подходит именно вам. Это очень важно, так
как когда ребенок знает, когда ему принимать пищу, когда спать, когда учить
уроки, когда заниматься спортом, а когда играть, он чувствует себя более
спокойно и дисциплинированно. Конечно, в графике возможны незначительные
отступления, но они должны заранее оговариваться и не быть слишком частыми.
Так же важно чтобы у
ребенка были определенные обязанности, которые должны быть так же четко
прописаны в распорядке дня. Он должен знать, во сколько он должен сделать
определенное дело и сколько времени на него должен потратить. Ребенка важно
контролировать, но делать это следует мягко. Вдохновлять его своим примером.
Хвалить за успехи. Вначале они будут, скорее всего, незначительными, нужно быть
к этому готовыми. Можно разработать систему премирования. Например, за
выполнение своих обязанностей в течение недели ребенок получает какое-то
приятное вознаграждение. Это может быть поход в кино, какая-то совместная игра,
в которую ребенок давно хотел с вами поиграть, вкусный десерт, поездка или еще
что-нибудь интересное вашему ребенку.
Очень важно при общении
с детьми контролировать свои эмоции. Если вы что-то запрещаете ребенку, следует
объяснить, почему это делать нельзя. Объяснить, чем выражен ваш запрет. Если
объяснить не получается, лучше отвлечь и переключить внимание и таким образом
перевести его в конструктивную деятельность. Окрики, гнев, возмущение с такими
детьми практически не работают. Спокойный, ровный тон, юмор, доброжелательный
настрой и терпение. Важно хвалить ребенка за любые даже минимальные успехи. Так
же важен и телесный контакт, обнять в трудной ситуации, показать вашу
поддержку, это будет служить укреплению эмоциональной связи между вами, а так
же может быть отличным положительным подкреплением.
- Когда вы готовите
уроки с ребенком важно обратить пристальное внимание на рабочий стол. Там не
должно быть ничего постороннего. Дело в том, что такие дети не в
состоянии самостоятельно сделать так, чтобы их ничего не отвлекало, поэтому при
организации любой их деятельности, особенно учебной, важно правильно
организовать рабочее пространство. Никаких ярких цветов и отвлекающих предметов.
- Когда вы даете
ребенку какое-то задание важно дать подробные инструкции, несколько раз
показать, сделать вместе и только потом поручить ему выполнить это действие
самостоятельно. В итоге следует его мягко проконтролировать. И обязательно
хвалить.
Хвалить в процессе
совместного выполнения, хвалить за то, что он хорошо справился с заданием
самостоятельно. Это очень важно с любыми детьми, а с детьми с СДВГ особенно.
- Детям следует
избегать конфликтов. У них подвижная нервная система, они очень чувствительны,
исходя из этого, важно делать все возможное, чтобы дети не участвовали в
конфликтах и не были их свидетелями.
- Детям тяжело
находиться среди большого количества людей. Поэтому лучше воздержаться от
частого посещения мест большого скопления людей, следует следить за
психо-эмоциональным состоянием ребенка и не допускать переутомления. Для
ребенка очень полезны физические упражнения и прогулки на свежем воздухе. Важно
подобрать именно то, что нравится вашему ребенку. Занятия спортом помогут
сбросить избыток энергии и окажут позитивное влияние на нервную систему
ребенка. Но важно следить за тем, чтобы у ребенка не было переутомления. Всего
должно быть в меру. Проконсультируйтесь со специалистом по ЛФК, когда будете
подбирать комплекс упражнений для своего ребенка.
Когда вы даете ребенку
задание, которое требует от него повышенной концентрации внимания, важно
придерживаться следующих правил:
- задание должно быть
четким и содержать подробные инструкции;
- задание должно быть
зафиксировано в распорядке дня, ребенок должен знать, сколько времени ему
отведено на выполнение задания;
- задание должно быть
одно, никакой многозадачности.
Выполнение задания
должно мягко контролироваться и в процессе выполнения ребенку нужно оказывать
необходимую помощь, если она требуется.
Так же важно помнить,
что ребенок физически не может внимательно слушать, при этом спокойно сидеть и
сдерживать свои импульсы длительное время. Поэтому если он вас
внимательно слушает, но при этом не может спокойно сидеть, постарайтесь не
ругать его за это, а похвалить, что он внимательно вас слушает.
Детям очень сложно
влиться в учебный процесс. Им требуется отдельный подход. Поэтому важно, чтобы
учитель знал о том, что у ребенка СДВГ, так как таким детям требуется особенное
внимание при обучении.
Вот основные подробные
рекомендации для родителей детей с СДВГ. Самое главное любить своего ребенка,
понимать, почему он ведет себя именно так, а не иначе, и организовать его жизнь
в соответствии с его особенностями. И помнить, что в правильной коррекционной работе
самое главное систематическое ей следование и взаимопонимание, единый подход,
который применяют родители, учителя и все педагоги, которые взаимодействуют с
детьми.
Педагог-психолог Кротова Л.В.
Методические рекомендации и советы
психолога
Аутизм. Что это за болезнь?
Аутизм - это расстройство, при котором
ребенок отказывается взаимодействовать с другими людьми. Как с взрослыми, так и
детьми. Признаки аутизма чаще всего проявляются в возрасте до 3 лет. Аутизм не
является следствием плохого воспитания. Это расстройство возникает в результате
нарушения развития мозга. Дети, страдающие аутизмом, имеют отклонения в общении
и сложности в социальном взаимодействии, а так же обладают стереотипностью в
поведении и интересах.
Формы аутизма бывают
очень разными. При легкой форме особенности ребенка могут быть едва заметными и
почти не мешать его развитию, при тяжелых формах аутизма дети могут
вообще отказываться идти на любой контакт и эти особенности пагубно влияют на
его развитие.
Аутизм является
психофизическим нарушением, при этом многие дети страдающие аутизмом обладают
исключительными способностями в различных сферах. Главное во время это заметить
и развить. Это может помочь им адаптироваться в обществе.
Наиболее типичные симптомы аутизма:
- Ребенок страдает
нарушениями речи, часто наблюдается полное ее отсутствие, может не понимать
речь других людей и не имеет стремления учиться разговаривать и общаться с
другими людьми, реагирует только на односложные слова, не может анализировать и
абстрактно мыслить, обобщать. Часто может повторять отдельные слова, которые
слышал ранее от кого-то, по радио или телевизору. Повторяет их не к
месту, не задумываясь об их смысле.
- Ребенок не обращает
внимания на то, что его окружает. Не фиксирует взгляд на предметах, игрушках,
окружающей обстановке. Не реагирует на голос. В том числе на голос мамы и папы.
Уходит в себя. Отказывается от контакта, избегает общения.
- Ребенок относится к
окружающим как к неодушевленным предметам. При этом для таких детей характерна
повышенная впечатлительность. Его реакции часто нестандартны. Непредсказуемы и
непонятны. Зрительное внимание очень кратковременно и выборочно.
- Даже первые месяцы
жизни ребенок сопротивляется физическому контакту с родителями.
- Ребенка не интересуют
игрушки. Игра очень нестандартна. Проявляется в однообразных и повторяющихся
движениях. Играет с предметами, не предназначенными для этого, или играет с
обычными игрушками не обычным способом (например: переворачивает машинку и
бесконечно крутит у нее колеса, крутит колечки от пирамидки, но собирать ее
отказывается.)
- Ребенок не хочет
контактировать с другими детьми и взрослыми. Отказывается от обычных игр.
Навыки игры у него особенные и своеобразные. Сюжетно-ролевую игру вообще не
приемлет и не хочет осваивать. Зачастую вообще не замечает окружающих и не
хочет с ними общаться.
- Очень тяжело
осваивает навыки самообслуживания.
- Не понимает опасности
от различных предметов, при переходе дороги, не обращает внимания на машины и
требует повышенного внимания и контроля со стороны взрослого.
- Очень часто может
проявлять агрессию, которую направляет на себя, но при попытке установить с ним
контакт может кусаться, царапаться, кричать. После не чувствует сожаления
и не реагирует на чувства родителей.
- У ребенка очень часто
повторяются определенные навязчивые движения, например, он крутится на месте
или бегает из угла в угол. Делает это он, как правило, полностью без эмоций, не
обращая внимания на окружающих. Смотрит как будто бы сквозь них.
Что можно посоветовать родителям и близким
детей, страдающих аутизмом?
Если у ребенка
присутствуют вышеперечисленные особенности поведения, необходимо обратиться к
детскому психиатру и детскому психоневрологу. Если ребенку поставили диагноз
аутизм, следует подобрать программу дальнейшего обучения и развития ребенка.
Делать это следует совместно с коррекционным педагогом и психологом.
Для успешного
преодоления заболевания важно четко следовать выбранной программе развития,
запастись терпением и твердо верить в успех. Не отчаиваться и радоваться даже
небольшим результатам. Важно помнить, что у вашего ребенка просто другой способ
видения мира и ему нужно помочь, научить и оказать поддержку. При регулярной
работе и правильно подобранной коррекционной программе, дети с аутизмом могут в
значительной мере адаптироваться к нормальной жизни.
Советы
родителям:
- дети больше привязаны
к предметам, чем к людям. При работе с ними эту особенность следует учитывать и
использовать.
- они очень
чувствительны к звукам и прикосновениям. Поэтому при работе с ними деятельность
должна сменяться плавно, иметь четкий порядок и не сопровождаться неожиданными
звуками.
- детей важно постоянно
страховать. Некоторые дети имеют особенность провоцировать взрослых, кидаясь
под машину, падая со стула или совершая другие опасные действия. Всю степень
опасности они чаще всего не осознают. Эту особенность важно знать и учитывать.
Ругать за это их бесполезно.
- детей важно научить
сбрасывать стресс продуктивными методами. Например, с помощью арт-терапии.
- важно стимулировать интерес
ребенка к окружающему миру любыми доступными способами.
- постоянно привлекать
внимание ребенка к своим действиям.
- даже если ребенок не
обращает внимания на внешние раздражители, это не значит, что он ничего не
слышит. Ставьте ему аудио сказки, рассказывайте сами интересные истории. Даже
если он на вас не обращает внимания, он все равно развивается. Если ребенок не
выражает бурного протеста - это уже хорошо. Учитывайте эти особенности при
работе с детьми.
Для развития ребенка с
ОВЗ очень важно много и эмоционально с ним разговаривать. Важно разговаривать
очень эмоционально, разнообразно и намного больше, чем с обычными детьми.
Делать это нужно, даже если он на вас вообще не реагирует. При должном
внимании, ребенок начинает постепенно адаптироваться. Главное иметь терпение и
продолжать систематические занятия.
Педагог-психолог Кротова Л.В.